ЖКХ Наш город

За последние два года показатель изношенности оборудования в ТОО «МРЭТ» сократился на 3,4%

Надежность электроснабжения и состояние энергетической инфраструктуры напрямую влияют на жизнь каждого жителя Костаная.

Чтобы лично убедиться в том, как исполняется инвестиционная программа, журналисты «НК» приняли участие в пресс-туре, организованном департаментом по регулированию естественных монополий по Костанайской области в ТОО «Межрегионэнерготранзит». Директор компании Владимир Кан рассказал о результатах, вызовах и планах по модернизации обширного энергетического комплекса.

ФИНАНСЫ

ТОО «МРЭТ» – это колоссальная система, охватывающая территорию более 120 тысяч квадратных километров. Она включает в себя 8,4 тысячи километров воздушных и кабельных линий, 255 подстанций, а также производственные здания и парк из 165 единиц спецтехники. Большая часть этого хозяйства была построена еще в 1960-х -1980-х годах. Как следствие, степень износа оборудования остается крайне высокой.

– Основная часть нашего электросетевого комплекса была введена в эксплуатацию в советское время, и ее нормативный срок службы давно истек. Мы сталкиваемся с необходимостью технологической замены оборудования, и с этой целью была утверждена масштабная инвестиционная программа на 2021-2025 годы, – рассказал Владимир Кан.

Источник финансирования программы – амортизационные отчисления и прибыль, заложенная в тариф. К слову, с 1 апреля 2025 года предельный тариф на электроэнергию был увеличен до 7,13 тенге за 1 кВтч (без учета НДС). Директор МРЭТ объяснил, что это вынужденная мера, вызванная ростом цен на покупку электроэнергии, увеличением средней заработной платы в регионе и расширением самой инвестиционной программы.

– В 2024 году мероприятия, предусмотренные в программе, выполнены на сумму 1 миллиард 678 миллионов 300 тысяч тенге по Костанайской области (100,6%). Из общей суммы на реконструкцию оборудования подстанций пришлось 890 млн тенге, что составляет чуть больше половины – 53,1%, 375 млн тенге (22,3%) на обновление линий электропередачи, 157 млн тенге (9,4%) на покупку диагностических приборов, защитных средств и систем безопасности, 69 млн тенге (4,2%) на обновление автотехники, 60,1 млн тенге (3,6%) на реконструкцию зданий и сооружений, 42 млн тенге (2,5%) на капитальный ремонт спецтехники, – отметил Кан.

ЧТО СДЕЛАНО

За счет более половины всех инвестиций были выполнены следующие работы:

– замена силовых трансформаторов на подстанциях «Мичурино», «Тургеновка» и «Докучаевка» на новые, более мощные. Это позволило увеличить нагрузку и снизить износ оборудования;
– на подстанции «Заречная (ОПХ)» проведена полная замена ячеек распределительного устройства и силового трансформатора. В результате мощность подстанции увеличилась, а ее износ снизился на 31,8%;
– на ПС «Заречная» (220/110/35/10 кВ) выполнена реконструкция, заменены старые электромеханические релейные защиты на современные микропроцессорные шкафы. Установлены новые фарфоровые вводы и аккумуляторные батареи. Была организована собственная цифровая радиорелейная линия связи между несколькими подстанциями, что значительно повышает оперативность управления.

– Среди наиболее важных проектов – ЛЭП «Тобыл-Колос». Линия, которая эксплуатировалась 55 лет и имела 100% износ, была полностью реконструирована. На это потрачено 375 млн тенге. Старые опоры и провода заменены на новые, что обошлось в 138,2 млн тенге. На ЛЭП «Центральная-Южная» обновлены изношенные провода на более мощные, а также частично железобетонные опоры. Кроме того, были выполнены работы по выносу одной из ЛЭП из зоны расширения кладбища в Костанае и еще одной из зоны затопления в Аулиекольском районе, – доложил директор компании.

Чтобы оперативно реагировать на аварии и проезжать в труднодоступные районы, предприятие приобрело снегоболотоход стоимостью 6,5 млн тенге, пять автомобилей повышенной проходимости марки Great Wall типа пикап китайского производства на сумму 57,4 млн тенге и легковой автомобиль Changan стоимостью 5,9 млн тенге.

– Капитальный ремонт техники стоил больше 40 млн тенге. Ремонту с заменой основных узлов и агрегатов подверглись девять единиц: телескопический подъемник, автокран, Камаз-сельхозник, ямобур, колесный трактор-бульдозер К-700 и четыре бригадных автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66 и ГАЗ-53. В результате вложенных инвестиций в 2024 году износ оборудования на нашем предприятии снизился с 88,9% до 88,2 %, а за два года с 91,6 % до 88,2 %, то есть на 3,4 %, – акцентировал директор.

ПРОБЛЕМЫ И СЛОЖНОСТИ

Несмотря на объемы ремонтных работ, компания сталкивается с серьезными проблемами, которые могут поставить под угрозу дальнейшую модернизацию.

– Выполнение ремонтов 2025 года выглядит следующим образом. По подстанциям степень выполнения составляет 90%, по линиям электропередачи – 53%. Невысокий процент выполнения ремонтов по ЛЭП обусловлен как объективными причинами – наличием посевных площадей по участкам трасс ремонтируемых линий, на которые появится возможность зайти только после уборки урожая, так и субъективными причинами – катастрофической нехваткой персонала по ремонту линий и водителей спецмеханизмов. В утвержденной тарифной смете заложена недостаточная сумма на текущие ремонты. Сумма по статье «Ремонт основных средств» составляет всего около 26-29% от необходимого объема затрат. А по статье «Эксплуатация» и вовсе 12-14%, – пояснил директор Владимир Кан. – Это недофинансирование приводит к росту аварийных отключений и увеличению межремонтного интервала. Сегодня четверть линий электропередачи не подвергалась капитальному ремонту более 21 года. В итоге мы вынуждены заниматься точечной модернизацией, которая позволяет лишь немного замедлить рост износа.

Еще одной серьезной проблемой называют порядок пересмотра тарифов. В ТОО считают, что тариф на передачу электроэнергии корректируется с большим опозданием, в то время как цены на покупку электроэнергии у энергопроизводящих организаций растут гораздо быстрее – раз в квартал или даже чаще.

– Мы обязаны оплачивать электроэнергию для компенсации потерь за сутки вперед, а за свои услуги получаем оплату только во второй декаде следующего месяца. Это создает кассовый разрыв, который нам нечем покрывать. Если поставщики еще раз поднимут тарифы, нам придется работать в убыток до конца года, и у нас просто не будет средств на закупку оборудования для ремонтов и реконструкции, – подчеркнул Владимир Кан.

Он видит решение проблемы в переходе на стимулирующий метод тарифообразования, который бы позволил получать вознаграждение за эффективность.

Почему стабильная работа ТОО «Межрегион­энерготранзит» важна для Костаная, хотя платежки от них мы не получаем? В цепочке электроснабжения оно третье по значимости, сначала энергия идет от производящей станции, потом на линии KEGOK, дальше ТОО «МРЭТ», после – энергоснабжающее ТОО «ЭПК forfаit» и ваша розетка.

Полина ЦИММЕР,
фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77