Костанай и костанайцы Социум

Какую роль играют старшие по микрорайону в жизни Костаная?

Их называют «глазами и ушами акима города». Эти люди ежедневно слышат жалобы и просьбы соседей, помогают найти выход из сложных ситуаций и становятся связующим звеном между двором и кабинетом чиновника. Проект действует только четвертый год, но уже сегодня его значимость очевидна.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Когда в Костанае только запускали проект «Старший по микрорайону», многие горожане восприняли его с любопытством и даже с долей скепсиса. Зачем нужен еще один «чиновник» в шаговой доступности? Но очень скоро стало ясно: это не очередной формальный пост, а должность, которая действительно меняет жизнь дворов и улиц.

Пилотный проект был запущен в 2022 году. Должность эта не общественная, как может показаться. Да и звание «старший по микрорайону» они получили в народе, по документам – специалисты по связям с общественностью. Трудоустроены официально и являются специалистами ситуационного центра Ikomek.

Изначально таковых в Костанае было трое, их распределили по отдаленным от центра микрорайонам. Однако с августа этого года старшая по микрорайону «Кунай» и жилым массивам Амангельды, Ударник и Дружба Лидия Шмиллер оставила свою должность по состоянию здоровья. Замену ей пока не нашли. Ответственность слишком большая, возможные кандидаты отказываются.

Как отметила руководитель Ikomek Азель Айсабаева, поиски идут активные, важно, чтобы кандидат соответствовал всем требованиям.

– Главное — активная жизненная позиция. Обязательно проживание в микрорайоне на протяжении долгого времени, умение общаться с людьми, разъяснять информацию. Образование должно быть высшее. Это полноценные госслужащие: у них есть штатное расписание, зарплата и большой ряд функций, – говорит Азель Фазылахметовна.

Проект изначально создавался для районов, удаленных от центра и новых жилых массивов, куда только заселяются люди. Именно там острее всего ощущается нехватка посредников между жителями и властью.

– Старшие по микрорайону на связи 24/7. Они имеют контакты со всеми государственными органами, поликлиниками, школами, полицией. Ежедневно объезжают мусорные площадки, остановки, следят за покосом травы и работой подрядчиков, принимают заявки от жителей, консультируют их. Нередко именно от них аким города первым узнаёт о проблеме, – подчеркивает Айсабаева.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ РЯДОМ С ЖИТЕЛЯМИ

Особое место в этой системе занимает Бибигуль Ибраева, старшая по микрорайонам Костанай-2, Северо-Западный, Юбилейный и Алтын Арман. Ее опыт гражданской активности почти два десятилетия.

Мать Бибигуль Ибраевой была председателем первичной ветеранской организации от городского совета ветеранов и тоже старалась сделать родной район чуточку лучше.

– Я живу во втором Костанае с 1969 года. Когда мы переехали, мне было всего 2 года. Проблемы микрорайона мне не чужды. Раньше здесь не было ни общественной бани, ни аптеки, ни детского сада, ни центра досуга, куда бы могла ходить молодежь. И мы с мамой начали обращаться по всем инстанциям, чтобы сказать, что наш микрорайон, может, и удалённый, но такие социальные объекты нам нужны. Писали везде, встречались с руководителями, с акимом, – рассказывает женщина.

Видя активную общественную работу, власти предложили создать должность инспектора по работе с населением. Естественно, пост предложили занять Бибигуль Ибраевой, она сразу согласилась. По сути, она делала то же самое, только на общественных началах, а так у нее появилась официальная работа и зарплата, связь с госорганами стала лучше.

К слову, спустя некоторое время все изначальные цели были достигнуты: в микрорайоне появились и баня, и аптека, и центр досуга.

– Я работаю с людьми с 2005 года. Сначала была инструктором по работе с населением от соцзащиты и ЖКХ. А когда проект возобновили, меня просто перевели. С тех пор я знаю эту деятельность от и до, – делится Ибраева.

Микрорайоны за двадцать лет разрослись, и сегодня зона ее ответственности более 60 тысяч человек. По объему это целый город, поэтому приходится быть мобильной и успевать посещать разные его уголки в течение дня. Для оперативности работы организовали чаты, чтобы запросы поступали быстро. Как отмечает специалист, в день приходит до десяти обращений, иногда пишут и ночью.

За годы работы ей приходилось сталкиваться с самыми разными вызовами: перебои с освещением, нашествие крыс, конфликты соседей из-за уборки двора. Особенно была актуальна проблема подтоплений, длившаяся значительное время. В этом году подействовали ливневки, которые начали устанавливать после паводка.

– Очень трудно сейчас людей призывать к субботникам. Раньше выходили все, а теперь в основном только пожилые. Молодежь, к сожалению, не всегда откликается. Но мы стараемся находить подход к каждому, – говорит Ибраева.

За двадцать лет работы с людьми Бибигуль Сергалиевна уже успела обзавестись дружескими отношениями со многими жителями. Ее узнают на улицах, подходят в магазине с вопросами, даже на лавочке у дома всегда найдется собеседник. Но бывают и моменты, когда пишут гневные сообщения в чат. Однако, как отмечает старшая по микрорайону, зачастую эти же люди на общественные собрания не приходят, и их негатив не идет дальше переписки в мессенджере.

При этом Ибраева не ограничивается только административными задачами: она вместе с жителями организует праздники, концерты, субботники. На некоторых праздниках выступает сама с любимыми песнями.

– У нас есть традиции: к 9 Мая варим кашу на костре, устраиваем концерты с самодеятельными коллективами. Предприниматели помогают, жители приходят семьями. Это очень сближает, – делится она.

РАБОТА С ЛЮДЬМИ

Старшая по Узкоколейной, Киевскому и КСК Айгуль Курганбекова в этой должности четыре года. Ее история показывает, роль старшего – это не просто контроль за благоустройством, а ежедневная работа с десятками самых разных вопросов.

– Меня пригласили после одного мероприятия. Я задавала много вопросов, выражала гражданскую позицию. Тогда решили, что смогу работать с людьми, и оказались правы. Первое время было трудно, не было аналогов этой должности, но потом организовали тренинги, нас познакомили с руководителями, подрядчиками, представителями госорганов, – рассказывает старшая по микрорайону.

Сегодня жители идут к ней в первую очередь, когда появляется проблема. Раньше это было сделать сложнее, люди обивали пороги отдела ЖКХ, бегали по госучреждениям, писали письма и месяцами ждали ответов. Теперь достаточно обратиться к Айгуль Бакитовне, вместе обсудить интересующий вопрос и постараться найти путь к решению.

Основная часть вопросов – социальные: дороги, покос травы, мусорные площадки, остановки. Но женщина признается: не все задачи решаются быстро. Иногда достаточно пары дней, но бывает, что вопрос переносится на год.

Например, освещение – самая трудная проблема. В районе улицы Узкоколейной есть участок, где длительное время нет света: нужны новые линии, но средств пока нет.

Но не стоит забывать, что работа с людьми требует огромной выдержки. Зачастую люди не понимают, как осуществляется деятельность того или иного госоргана и требуют молниеносного решения. К сожалению, это возможно не всегда.

– Люди часто негативят, особенно в первое время. Считали, что каждое слово должно сразу оборачиваться делом. Обращались по поводу и без него, скандалили и ругались. Но я научилась реагировать спокойно, не вестись на провокации. Часто приходится сдерживаться, я ведь понимаю, что наша работа – это лицо акима города. То, как мы себя поведем, скажется на имидже всего акимата, – отмечает Айгуль Курганбекова.

Особенный всплеск недовольств вызвала проблема мусорного полигона пару лет назад. Из-за жары мусор начал тлеть и неприятный запах дошел до жилых домов, что вызвало панику среди местных жителей. Не исчезал запах несколько недель, хотя работы по устранению начались сразу же.

– И ведь не всегда объяснишь, что работы идут, но результат не может быть в тот же день. Я и людей понимала, но сама повлиять никак не могла, – вспоминает женщина.

Спустя четыре года общий язык с населением удалось найти. Как говорит Айгуль Бакитовна, обе стороны привыкли друг к другу. И если после вопроса жителя в чате тишина, люди знают, Курганбекова собирает информацию или поехала смотреть все сама.

Сегодня старшие по микрорайонам стали частью городской жизни, без них уже трудно представить Костанай. Они отвечают на звонки и сообщения днём и ночью, разбираются в коммунальных проблемах, помогают жителям найти общий язык с госорганами и подрядчиками.

Да, не все вопросы решаются мгновенно. Но разве не в этом суть новой должности — быть рядом с людьми, слышать их и вместе искать выход? Разве не важнее всего для горожан знать, что у их двора, улицы или района есть свой представитель, к которому можно обратиться без бюрократии и лишних дверей?

Александра ГОЛОВКО, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77