Телефоны доверия созданы для того, чтобы в трудную минуту каждый мог получить поддержку и услышать слова, которые помогут справиться с переживаниями
Когда рядом нет близких, а тревога и страх становятся невыносимыми, единственной возможностью остается спасительный звонок. Но насколько доступны такие службы и всегда ли они действительно помогают?
ВНЕ ЗОНЫ ДОСТУПА
В редакцию «НК» обратилась жительница района Костанай-2. Елена была на прогулке с детьми рядом с частным сектором, где в этот момент гуляли лошади.
– Я с коляской шла по другой стороне дороги, подальше от животных. В какой-то момент одна из лошадей начала переходить дорогу, я отреагировала спокойно. Подумала: сейчас просто отойду, но она начала идти прямо на нас. Сын недалеко катался на велосипеде, я ему крикнула, и мы все перебежали на другую сторону. Повезло, что мимо проехала машина, и лошадь отвлеклась. Но я видела, как она начала взбрыкивать копытами и скакать на месте, – рассказывает наша читательница.
Придя домой, женщина вызвала полицию, чтобы они нашли хозяев лошадей. После разбирательст владельцев установили, они объяснили ситуацию тем, что животное просто отвязалось. На момент обращения в нашу редакцию (27 сентября) прошел день с инцидента с лошадью, однако животные все еще гуляли на том же месте, только в этот раз на привязи. И это усугубило состояние нашей читательницы.
– До меня дошла вся суть ситуации только на следующий день. Я вдруг поняла, что на самом деле случилось и какие могли быть последствия. По ощущениям у меня началась паническая атака. Я трясущимися руками вбила в поисковик «телефон доверия», позвонила, а там веселая музычка и автоответчик сообщает, что мне не могут сейчас ответить. Тогда я начала искать бесплатную психологическую помощь, нашла единый номер – 150, но и там мне никто не ответил, – вспоминает женщина.
Обзвонив около пяти найденных номеров, она так и не дождалась ответа.
– Что делать, когда те, кто рядом, говорят: «Ты сама виновата»? В моем окружении начали меня убеждать, что лошадь спокойное животное и не могло напасть, но ведь оно меня напугало, когда я была с детьми, – негодует Елена.
И действительно, речь идет не о возможности или невозможности нападения, а о чувствах женщины, которая в страхе хотела спасти себя и детей. А в результате не получила поддержки ни от близких, ни от людей по ту сторону телефонного провода.
Куда обращаться и как быть, выяснили корреспонденты «НК».
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Как правило, городские или областные номера телефонов доверия имеют специализированный характер: направлены на защиту прав ребенка, решение семейно-бытовых конфликтов, консультации для педагогов.
Региональный центр психологической поддержки и воспитательной работы управления образования Костанайской области работает с 2019 года. На базе центра функционирует телефон доверия. Для удобства используются мобильные и городские номера (таблица 1).
– Телефон доверия стал надежной поддержкой и опорой для детей, родителей, педагогов – для всех участников образовательного процесса, а также для тех, кто сталкивается с трудностями или стрессовыми ситуациями, – отмечает директор центра Елена Петренко.
Если говорить о статистике обращений, то в 2023 году на телефон доверия поступило около полутора тысяч звонков. Большая часть из них – примерно тысяча – пришлась на взрослых, то есть родителей и педагогов. Еще около пятисот обращений – от детей и подростков.
В 2024 году количество звонков уже заметно увеличилось и превысило две тысячи обращений. При этом сохранилась тенденция по распределению: около 1180 звонков поступило от взрослых, а примерно 890 – от несовершеннолетних.
– В этом году только за первые восемь месяцев в центре зафиксировали свыше 900 обращений. Из них примерно 445 от взрослых, а более 400 – от детей и подростков. Уже сейчас можно отметить, что доля несовершеннолетних в общей массе обращений постепенно увеличивается, и если динамика сохранится, то к концу года число звонков будет сопоставимо или даже превысит показатели предыдущих лет, – говорит Петренко.
Служба становится серьезным подспорьем для тех, кто хотел бы обратиться к психологу, но по разным причинам, например, из-за стеснения или страха не решается прийти очно. В таких случаях люди начинают с телефонной консультации. Кроме того, телефон доверия позволяет получить экспресс-помощь тем, кому нужно вмешательство здесь и сейчас. Однако порой психологи советуют решать проблему более систематично, то есть уделить время уже личным консультациям и прийти на прием, чтобы лучше разобраться в проблеме.
Основные темы обращений – личные переживания, низкая самооценка, тревожность, апатия, стресс, межличностные конфликты. Ситуация не нова – дети не понимают родителей, родители не понимают детей.
– Звонят и педагоги, консультируются по рабочим моментам, спрашивают совет, как быть в той или иной ситуации с детьми. На эти вопросы мы тоже можем ответить, так как у нас есть специалисты, которые могут помочь в сложных ситуациях, – отмечает директор центра.
На телефон доверия звонят ежедневно, порой за рабочий день приходит до 20 обращений со всей области.
В ГРУППЕ РИСКА
Помимо специализированных телефонов доверия, в Казахстане действует также единая сеть «150», которая на протяжении многих лет оказывает психологическую поддержку населению, особенно в кризисных ситуациях.
По данным исполнительного директора телефона доверия для детей и молодежи «150» Сабины Кенжиновой, за последние годы наблюдается устойчивый рост числа обращений, связанных с суицидальными мыслями и эмоциональным истощением.
– С начала 2025 года на линию поступило более 700 обращений, связанных с нежеланием жить и неоконченными попытками суицида. Особенно тревожным является тот факт, что около 80% подростков, обратившихся за помощью, озвучивают именно эту проблему. Среди типичных фраз молодых людей: «Я устал», «Я больше ничего не хочу и не могу», «Я никому не нужен». Женщины также активно пользуются услугами телефона доверия, чаще всего по вопросам бытового насилия, трудностей в личной жизни, проблем, связанных с воспитанием детей, – говорит Кенжинова.
Чаще всего подростки обращаются на телефон доверия из-за чувства одиночества и непонимания со стороны родителей, учителей и сверстников. Распространенные темы – буллинг и конфликты в школе, материальные трудности, ограничивающие досуг и развитие, а также ситуации домашнего насилия и психологического давления.
Многие сталкиваются с тем, что в семье вынуждены брать на себя взрослые роли, лишаясь детства. Последствия пережитых травм проявляются в агрессии или аутоагрессии, включая случаи селфхарма и суицидальные мысли.
Подобные вопросы и проблемы сложно решаются на расстоянии телефонного провода, но специалисты телефона доверия действуют согласно регламенту и стараются оказать посильную помощь.
– При обращениях с суицидальными намерениями телефон доверия «150» действует по международным стандартам кризисного реагирования. Сначала оператор устанавливает доверительный контакт и оценивает степень риска – от мыслей без плана до наличия конкретных намерений и средств. Далее специалист помогает снизить тревожность, обсуждает возможные шаги безопасности и альтернативные решения. При высоком риске подключаются экстренные службы – скорая помощь, полиция или социальная поддержка. При согласии абонента возможна дальнейшая работа: повторные звонки, направление к психологу или в кризисный центр, – объясняет исполнительный директор.
Как отмечает Сабина Кайратовна, только сочетание национальных стандартов, обучения ключевых специалистов, укрепления семейных связей, экономической поддержки, борьбы со стигмой и надежного мониторинга создает прочный барьер против суицидального риска. Такой комплексный подход позволяет охватить все уровни – от индивидуального до государственного – и реально снизить число трагедий.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?
Если вы столкнулись с трудностями, переживаете стресс, не знаете, к кому обратиться за поддержкой, или вам просто необходимо выговориться, вы всегда можете позвонить по телефону доверия. Для удобства мы подготовили список номеров как городских, так и республиканских.
| Таблица 1. Телефоны доверия | ||||
| Номер | Служба | Причина обращения | Режим работы | |
| 111 | Единый государственный контакт-центр — Amanat | Если вы знаете о семье или ребенке в трудной ситуации, о фактах насилия, буллинга или угрозе жизни и здоровью ребёнка | Круглосуточно, без выходных | |
| 150,
WhatsApp +7 708 106 08 10 |
ОЮЛ «Союз кризисных центров», Национальная телефонная линия доверия для детей и молодежи | Эмоциональное состояние, взаимоотношения с людьми, семейные конфликты, физическое здоровье и др. | С 9:00 до 18:00, по будням | |
| 3580 | Центр психического здоровья | По любым вопросам, для всех групп населения | Круглосуточно, без выходных | |
| 37-08-58,
WhatsApp +7 708 08 74 201
|
Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования Костанайской области: телефон доверия для детей, подростков и родителей | Дети и их родители могут обратиться в центр и поделиться проблемами, возникшими во время учебного процесса, а также попросить обратить внимание на ту или иную ситуацию. | Ежедневно | |
Александра ГОЛОВКО, фото создано
с помощью ИИ
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
