Костанай и костанайцы Образование

Молодой педагог из Костаная рассказал, каким видит образование будущего

Учитель географии школы-гимназии №3 Марат Жолдыбек о том, как меняется школа в эпоху ИИ, почему детям нужны интерактивы и как настольная игра помогает изу­чать родной край.

Накануне Дня учителя мы поговорили с Маратом Ануаровичем Жолдыбеком – молодым и прогрессивным педагогом, который не боится экспериментировать с форматами уроков. А еще любит свою профессию, что чувствуется в каждом слове.

СИМБИОЗ ПОКОЛЕНИЙ

– Марат Ануарович, расскажите немного о себе. Как вы пришли в профессию и выбрали свое направление?

– Географию я полюбил еще в школьные годы. Участвовал в олимпиадах, конкурсах, постоянно представлял школу на районном уровне. Честно говоря, по другим предметам особых успехов не было, а вот география увлекла по-настоящему. Большую роль сыграла моя школьная учительница – Татьяна Николаевна Сауленко из села Владимировка. Именно она смогла зажечь во мне интерес к предмету, и он остался до сих пор.
После школы я даже не сомневался, куда поступать. Рассматривал географию или экономику, но счет и точные науки – это не совсем мое, поэтому выбор был очевиден: педагогический институт. Я всегда любил творческую работу, а профессия учителя как раз об этом. В школу пришел работать в 2019 году, и с тех пор не пожалел о своем выборе.

– Правда ли, что сегодня в школу молодежь идет охотнее?

– Это действительно так. Они активно вносят в систему образования свежие идеи, создают авторские курсы, развивают собственные сайты и блоги, ведут соцсети. Это сильно меняет облик школы. Конечно, стоит сказать спасибо государству. Поддержка молодых учителей и повышение заработной платы – это тоже фактор, который мотивирует больше сил посвящать профессии.

– А чем, на ваш взгляд, молодые учителя отличаются от старшего поколения?

– Подходы точно стали другими. Если раньше педагогика была более авторитарной, то сейчас все чаще выбирается демократичный стиль общения с детьми. Молодые учителя стараются быть ближе к ученикам, используют больше креатива, открыты к экспериментам и внедрению новых методов.
Например, сегодня в образовании активно обсуждается роль искусственного интеллекта – именно молодые педагоги чаще всего не боятся его использовать. Я сам, помимо преподавания, провожу семинары и обучающие курсы для коллег по применению ИИ в учебном процессе – не только в Костанае, но и онлайн для педагогов из других регионов.

ИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

– Как можно этично использовать ИИ на уроках и чему вы обучаете других педагогов?

– Самое главное правило – не позволять искусственному интеллекту подменять живую мысль и человеческий труд. Его роль – помогать, а не делать все за нас. На уроках ИИ может быть отличным инструментом для творческих задач. Например, с его помощью можно сгенерировать изображения, которые визуализируют тему урока, или даже подобрать музыку для физкультминутки, связанную с изучаемым материалом. Можно создать стихи по теме занятия, сделать комиксы или игровые карточки – то, на что раньше уходили бы часы подготовки.

Более продвинутые пользователи с помощью нейросетей генерируют короткие видео, озвучивают виртуальных персонажей – например, литературных героев, которые говорят голосом. Это не просто эффектно, но и помогает детям лучше запоминать материал.

– Какие сервисы и инструменты вы чаще всего используете?

– Самые популярные – это, конечно, ChatGPT и китайская платформа DeepSeek. Последняя хороша тем, что она более доступна и бесплатна. Для генерации музыки я использую Suno, для создания изображений – Leonardo и Diagram, а для видео – Renderforest. Есть и сервис D-ID, который позволяет оживлять персонажей и озвучивать их. Для презентаций незаменим Gamma.

– Ученики нередко используют ИИ не как инструмент для обучения, а способ схитрить. Например, написать за них реферат. Как вы решаете эту проблему?

– Да, такое бывает. Дети иногда воспринимают искусственный интеллект как способ облегчить себе жизнь. Здесь важно объяснять, что ИИ – это помощник, но не замена собственным знаниям. Я стараюсь разрабатывать такие задания, которые невозможно просто скопировать или сгенерировать. Если работа сделана машиной, это сразу видно – и по стилю, и по содержанию.

Кроме того, я часто проверяю знания устно – тогда становится понятно, кто действительно разобрался в теме, а кто нет. В целом качество знаний напрямую зависит от того, как именно мы используем технологии.

АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ

– Вы заняли второе место на республиканском фестивале педагогических идей с авторской настольной игрой. Расскажите о ней подробнее.

– Идея создать такую игру появилась у меня еще в студенческие годы. Тогда я делал первые наброски в Adobe Photoshop – просто для себя, как пробу пера. Уже работая в школе, заказывал готовые настольные игры по мировой географии вроде «Орла и решки» и наблюдал за реакцией учеников. Им это нравилось, и я понял, что формат настольной игры отлично работает в обучении.

Плотно заняться реализацией своей идеи решил в 2023 году. Игровое поле представляет собой карту Костанайской области, где отмечены все города и районные центры. Путь начинается из Костаная и заканчивается в Рудном. На поле я разместил ключевые особенности каждого района: происхождение топонимов, ведущие отрасли хозяйства и промышленности, символы, природные особенности.

Во время игры участники бросают кубик и передвигаются по карте. Чтобы сделать следующий ход, нужно ответить на вопрос о топонимике родного края. Всего я подготовил 121 карточку с такими вопросами. Если игрок отвечает правильно – он движется дальше, если нет – остается на месте до следующего хода.

Я заметил, что благодаря иллюстрациям и знакам, которые добавил на поле, у детей лучше запоминается материал. Работает ассоциативное мышление: картинка связывается с понятием и знания закрепляются гораздо прочнее. Сейчас думаю о том, чтобы разработать подобные игры и по другим регионам Казахстана.

– Сегодня часто говорят о клиповом мышлении у детей. Вы замечаете, как это влияет на учебный процесс?

– Да, безусловно, это чувствуется. Самое очевидное – снижение концентрации внимания. Если раньше можно было спокойно объяснять тему 30 минут, то сейчас через 15 минут внимание детей начинает рассеиваться. Поэтому приходится искать способы удержать их интерес: добавлять на уроках визуальные материалы, видео­фрагменты, музыку, игровые элементы. Тогда ребенок не скучает, у него появляется ощущение открытия, он легче усваивает знания.

Просто читать параграфы из учебника, как это делали раньше, сегодня уже не работает – нужно постоянно менять формат, комбинировать подходы. Конечно, не каждый урок может превращаться в шоу, но однообразие недопустимо: дети должны быть вовлечены, и это требует от учителя гибкости и креатива.

При этом, несмотря на новые методики, мы не отказываемся от традиционных. Опыт старшего поколения педагогов по-прежнему ценен, они глубже прорабатывают классические подходы, а мы вносим инновации. В результате рождается полезный диалог поколений.

– Родители иногда беспокоятся о влиянии интернета и стремительно сменяющихся трендов, мемов. Вы замечаете это в работе с детьми?

– Интернет и тренды – это естественная часть жизни современного ребенка, и важно не бороться с этим, а уметь принимать и направлять. Конечно, мы внимательно следим за тем, чтобы ничего опасного не проникало в школьную среду – вспомним, например, историю с «Синим китом». Но в целом ничего страшного в трендах нет. Главное, чтобы на уроках дети были сосредоточены на учебе.

Более того, некоторые тренды используем в образовательных целях: включаем популярные форматы в уроки, адаптируем идеи под учебные задачи. Это помогает быть на одной волне с учениками.

– Как вы считаете, каким будет урок географии через 10–15 лет? Что останется неизменным, а что, наоборот, поменяется?

– Есть вещи, которые не поменяются никогда – это работа с картой и атласом. Карта – основа, матрица, база знаний. Ее нельзя переписать или заменить, потому что без понимания, где находится тот или иной регион, невозможно изучать мир. Но вот формы подачи материала будут меняться. Уже сейчас мы можем показывать наглядные процессы – движение литосферных плит, формирование океанов и континентов с помощью интерактивных моделей.

Думаю, в будущем на уроках появятся VR-очки и другие технологии дополненной реальности. Они помогут сделать уроки более увлекательными и наглядными. Конечно, многое будет зависеть и от материальной базы школ, и от того, как сами учителя смогут использовать эти возможности.

– Считается, что молодые учителя буквально живут на работе, пока разбираются во всех нюансах профессии. У вас остается время на личную жизнь?

– Сначала так и было. Я много времени проводил в школе, изучал процессы, учился всему на практике. Сейчас, конечно, стало проще. Но, если честно, я не воспринимаю это как обременение. Работа – это не что-то внешнее, это часть меня. Это моя жизнь и мое будущее.

Когда любишь свое дело, оно не отнимает силы, а, наоборот, наполняет. Я люблю свою профессию и даже дома продолжаю что-то разрабатывать, придумывать новые материалы, работать над проектами. Это нормально, если ты живешь тем, что делаешь. И именно так я вижу свою профессию – как путь длиною в жизнь.

– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам – как молодым, так и опытным педагогам?

– Учиться и развиваться всегда и в любом возрасте. Сейчас появляются новые технологии, методы и подходы, которых еще пять лет назад не было. Иногда это требует усилий, приходится бороться с собой, но без этого нельзя быть современным педагогом. Нужно быть в тренде, узнавать новое, осваивать цифровые инструменты, чтобы говорить с детьми на одном языке. Это главный совет.

– Спасибо за интервью и с профессиональным праздником вас!

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77