Давид Асанов уже знаком читателям «НК». Участник проекта «Крути педали» запомнился тем, что на самом обычном велосипеде, без специальной подготовки отправился к самому глубокому озеру в мире. Давид поделился с нами впечатлениями о путешествии.
ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ
Как мы уже рассказывали ранее, желание приобрести велосипед появилось у нашего героя в период пандемии. Спустя три года он решил отправиться в Бурабай. Тогда поездка не состоялась, но со временем возникла другая идея – увидеть Байкал.
Прежде чем отправиться в путь, Давид подготовил велосипед к длительной дороге. Ему нужно было самому разобраться во всех деталях, чтобы при необходимости суметь починить свой двухколесный транспорт.
Наш первый разговор состоялся в начале путешествия, Давид как раз направлялся к мавзолею Машхур Жусупа Копеева, что расположен в Баянаульском районе, Павлодарской области.

– Там я переночевал пару-тройку дней и отправился к Баянаулу. Когда добрался, было уже темно. Забрался на встретившуюся скалу насколько это было возможно и там заночевал. Утром меня разбудил лесник и объяснил, что здесь нельзя разбивать палатку, так как это заповедная зона. Я объяснил ситуацию, новые знакомые вошли в мое положение. Удивились, конечно, но решили не штрафовать, – вспоминает Давид. – Позже познакомился с командой природоохранной зоны. Мне показали интересные места, прокатили по серпантину на машине. После предстояло спуститься вниз на велосипеде – получил изрядный заряд адреналина. Следующей моей остановкой было озеро Жасыбай. Там удалось отдохнуть и высушить палатку. К слову, в путешествие все же нужно брать двухслойную и двухместную палатку. Если хотите проснуться рано – ставьте ее на поляне, она должна быть в таком положении, чтобы при восходе на нее падали солнечные лучи. Проснетесь рано, но «в духовке». Если же хотите выспаться, то лучше устанавливать палатку в тени.
Давид успел пообщаться и с местными жителями, от которых узнал много интересного. Например, есть легенда, что село Баянаул названо в честь девушки невиданной красоты по имени Баян. Когда она купалась в озере, уронила мыльницу, из-за этого одно из местных озер Сабынколь всегда мылится.
НАЙТИ СИЛЫ НЕ СДАТЬСЯ
После небольшой остановки велосипедист направился в Павлодар. По дороге он попал в аварию. До ближайшего травмпункта его довез неравнодушный водитель.
– После того как восстановился, поехал в сторону границы. Благодаря попутному ветру преодолел 60 км до поселка и одноименного озера с ним – Таволжан. Из-за непогоды провел там почти две суток. Но зато познакомился с местным охотником. Он угостил меня салом и дал так называемые «одноразовые» рубашки. Некоторые я сохранил и привез домой, с теплотой вспоминаю об этом, – продолжает собеседник. – К границе выехал ранним утром, а пересек ее уже затемно. Дорога не освещалась. На трассе встретил лису, хорошо, что она не напала. Из-за погоды проехал только два села – Павловку и Октябрьское. На въезде в последнее есть хвойный лес, там я и разбил лагерь. С утра меня разбудили крики грибников, поэтому как следует выспаться не удалось, отправился снова в путь. Приехал в Карасу. Здесь имеется много музеев, спортивных площадок и комплексов. К сожалению, у меня не было времени все хорошо рассмотреть. Но одно могу сказать точно: что в Казахстане, что в России каждое село хранит свою историю, и это замечательно.
В России на несколько дней путешественник остановился в Новосибирске. Встретился с младшей сестрой, отдохнул и отметил свои 30 лет.

– Это был последний перевалочный пункт, где у меня были родственники. Дальше – только дорога и неизвестность. Падения, ранения, поломки – все это стало обычным делом, как и порезы, и мозоли, – говорит велосипедист. – Спустя несколько дней вновь крутил педали на пути к своей цели. Трасса от Новосибирска до Иркутска называется Р255. Она двухполосная, с отбойниками, и 90% машин, идущие по ней, – фуры. Были моменты, когда чудом удалось избежать столкновения. Много грузового транспорта, ветер от которого практически сносит в кювет. Из-за этого приходилось ехать медленно.
Вымотанный, на подъезде к Кемерово, на заправке Давид зашел за перекусом и стяжками для велосипеда, ведь в пути была не одна поломка. Там он познакомился с дальнобойщиком по имени Игорь, который предложил довести нашего героя до Красноярска.
– Я услышал много историй, информацию о близлежащих поселках, благодаря чему смог составить свой путь. Так мы доехали до поселка Памяти 13 Борцов. Из-за того, что ночью не спал – вместе с водителем следил за дорогой – пришлось разбить палатку прямо в лесу, – рассказал наш герой. – Утром вновь отправился в дорогу. При въезде в Красноярск снова начались приключения – длинный спуск с горы по узкой ремонтируемой дороге сквозь пробку из машин. Ехать-то можно было, но на дороге возник высокий бордюр – враг велосипедных колес. До ближайшего съезда пришлось пешком идти шесть километров. В общем преодолел немало трудностей, в том числе и поломки, в итоге смог наконец-то закупиться «пугалками» от медведей и прочих зверей – фейерверками.
ИСПЫТАНИЯ ПОЗАДИ
Следующей локацией была деревня Кубеково в Емельяновском районе. И тут велосипедист попал под сильный дождь.
– На пути из деревни, жителей которой вспоминаю с благодарностью, встретил несколько фигур – персонажей русского фольклора. В дороге попались и фиолетовые ромашки – никогда таких не видел. А потом вновь пошел сильный дождь. Без того узкая дорога стала более опасной. Плюс ко всему встречались фуры, груз которых выходил за пределы платформы примерно на метр с обеих сторон. В одной из деревушек мне посоветовали воспользоваться электричкой. Но, несмотря на холод, поломки, долгие ожидания и недосыпы, я все же заставлял себя идти дальше и не сдаваться, – делится велосипедист. – И вот я оказался в Ангарске. На карте это место лишь точка, окруженная лесом. Впрочем, это меня устраивало: был план войти в лес, найти баню и прачечную, поговорить с местными шаманами, о которых мне рассказывали. Когда добрался, здесь было все – юрты, столовая, баня. Меня с теплом приняли и дали все необходимое. Люди там интересные – многие приехали из разных стран.
Дожди, ветер и холод дали о себе знать – путешественник заболел. К тому же его снаряжение на тот момент сильно износилось, поэтому было принято решение ехать до Байкала со знакомыми на машине.

– Нашли место, где можно спуститься к озеру, так как там много частных пирсов, поскольку большое количество туристических кораблей и яхт. Узкая тропинка привела вниз, к обрыву. Было ветрено, Байкал бил. Я полез воду первый. Она ледяная. Описать словами чувства, что я испытал, сложно, – поделился Давид. – Природа там, конечно, уникальная. Я не знаю, когда именно и куда поеду, но точно уверен, что отправлюсь в путь снова. Подготовлюсь получше с учетом полученного опыта. Было много людей, которые мне помогали, чему-то учили. Единственное, о чем жалею – не везде мог задержаться хотя бы на пару дней, чтобы просто погулять, поснимать, узнать историю мест. Этому мне предстоит научиться – не спешить. Захотелось выучить казахский язык благодаря знакомству с добрыми жителями аулов Акмолинской области.
Как отмечает велосипедист, путешествие позволило ему иначе взглянуть на жизнь. Сейчас в приоритете у Давида окружить себя спортсменами, альпинистами, велосипедистами. Ему предстоит расширить свои навыки в туризме и получить знания в этой области, чтобы покорить новый маршрут.
Кристина ФРИТЦ,
фото предоставлено героем материала
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
