Одни используют помещения по прямому назначению и хранят свои авто, другие обустроили небольшие цеха, а третьи приходят сюда уединиться от повседневной суеты.
Чуть больше двух лет назад «НК» уже готовил материал о жизни гаражных кооперативов. Напомним, в городе их числится больше тридцати, и построены они были во времена СССР. В основном гаражи возводились в 1970–1980-е годы, но есть и более ранние общества.
В мае 2023 года мы охватили объединения, находящиеся в северной части Костаная. В этот раз познакомились с жизнью кооперативов в южной части города.
«ВЕТЕРАН»
Свою поездку по Костанаю начали с ГЭК №30 «Ветеран» по улице Карбышева. На въезде мы увидели множество табличек о различных услугах, таких как кузовные работы, помощь автоэлектрика и другие.
Мастера трудятся практически на каждой улице гаражного кооператива. Вместе с этим тут хранят свои авто и обычные горожане, живущие в ближайших микрорайонах.
Мы знакомились с пользователями гаражей рандомно. Забегая вперед, нужно сказать, что на нашем пути встречались только общительные, открытые люди, которые охотно поддерживали беседу. Лишь единицы смотрели настороженно, внимательно вчитываясь в служебное удостоверение.
Первым нашим знакомым стал автоэлектрик Константин Дугалев. Молодой человек арендует помещение по относительно невысокой цене. В гараже установлено необходимое оборудование и подручные инструменты.
В этой профессии Константин с 2014 года.

– Тогда я купил себе старенький автомобиль марки Dodge Stratus, – вспоминает горожанин. – У машины появились проблемы с электрикой, которые никто из мастеров не мог устранить, либо цены на услугу были космические. В итоге решил сам разобраться. Изучать устройство автомобиля мне помог интернет. Так я научился основам ремонта системы электрики автомобиля и открыл для себя новую профессию. Ранее подрабатывал грузчиком. Сейчас мне больше тридцати лет, и у меня есть солидный опыт работы в этой сфере. Этому делу может научиться любой, главное – желание.

Неподалеку от мастерской Константина мы увидели еще один открытый гараж, из которого вылетали искры. Житель города Дмитрий Арыч со своим сыном Андреем занимались ремонтом внедорожника Mitsubishi Pajero. Мужчина рассказал, что является любителем езды по бездорожью.
– Мы начали капитальный ремонт, перебрали двигатель, коробку передач, сейчас занимаемся кузовом, – говорит собеседник. – Думаю, через три-четыре месяца закончим. Этот гараж купил для себя два года назад, поэтому о жизни кооператива ничего особо не знаю. В основном я нахожусь на работе, а машину ремонтирую в свободное время.
В конторе кооператива мы познакомились с администрацией, где нам рассказали интересные факты и немного о проблемах общества.
– Раньше этот кооператив именовался ГЭК №30, – поясняет бухгалтер Светлана Ванзидлер. – В 2003 году нас обязали перейти в форму управления под статусом общественного объединения, тогда и было присвоено название «Ветеран».

К нашей беседе присоединился пользователь гаража Дмитрий Кожедуб, который отметил, что у ОО два года назад появилась проблема с выездом, потому что на проезжую часть по улице Карбышева нанесли сплошную разметку.
– Теперь налево поворачивать нельзя ни при выезде из гаражей, ни при въезде, – говорит мужчина. – Мы можем повернуть только направо, но тут большой автомобильный поток, и это опасно. Поэтому вынуждены объезжать этот участок по прилегающей грунтовой дороге, чтобы добраться до ближайшего перекрестка со светофором. И мы бы хотели, чтобы эту дорогу выровняли грейдером и покрыли щебнем – тогда стало бы легче выезжать из гаражей.


ДЛЯ ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА
Следующей локацией на нашем маршруте стал потребительский кооператив «Кроликовод». Нужно отметить, что это не гаражное общество, но оставить его без внимания мы не могли. Еще во времена СССР эта территория была выделена под ведение подсобного хозяйства. То есть любой житель города имел право разводить здесь кур, овец, свиней, кроликов и других сельскохозяйственных животных. Отсюда и говорящее название – «Кроликовод».

Сегодня о прямом назначении кооператива напоминают множество клеток, вольеров и решеток. В остальном это место больше похоже на промышленную зону. В «Кролиководе» работают различные цеха, а на улицах кооператива стоят разобранные машины. Из видимых животных – множество собак. Они, к слову, безобидные и дружелюбные.


В одном из вольеров мы увидели красивых голубей. Как выяснилось, их разводит председатель кооператива Виктор Колядюк. Пожилой мужчина помнит времена, когда в трудные 1990-е жители города спасались от кризиса благодаря подсобному хозяйству.

– «Кроликовод» был создан в конце 1980-х, – рассказывает председатель. – Сейчас члены кооператива еще держат хозяйство, но не в таком количестве, как в прежние времена. У людей есть перепелки, куры, кролики. Я для души развожу статных голубей. Птицы отличаются изящным телосложением и осанкой.
ГК №4
Следующей точкой стал гаражный кооператив «Родник» в районе КЖБИ.
Это объединение отличалось относительной тишиной. Тут нет множества машин и цехов, а также меньше автомастерских.
У одного из гаражей мы разговорились с Сергеем Мартемьяновым. Наш собеседник рассказал, что четыре месяца назад ушел из жизни его отец, и теперь он присматривает за помещением. У гаража он занимался ремонтом двери своего авто.

– Папа приобрел гараж еще в начале 2000-х, – вспоминает костанаец. – Отец часто тут проводил время. У нас дружный кооператив. Например, если у кого-то ломалась машина, мужчины чуть ли не со всех соседних гаражей шли на помощь. Могли вечерами вести душевные беседы, делиться советами. Культура взаимовыручки и мужской солидарности живет здесь и по сей день.
НА МАЯКОВСКОГО
Заключительным гаражным массивом, куда мы заехали, стало ОО ВКСЧК «Березка». Первое, что бросилось в глаза, – наличие асфальта на улицах гаражного общества. Пусть и не новое дорожное покрытие, но это лучше, чем ездить по грязи.

На момент нашего прибытия тут было тихо, многие гаражи стояли закрытыми.
Охранник Сергей Николаевич Ванюков рассказал, что работает здесь семь лет. Он объяснил нам, что гаражи в прошлом выдавались государством не в готовом виде, а выделялись только участки.
– В 1988 году, когда у меня появился автомобиль, мне от организации дали землю под строительство гаража в ГК «Южный», это возле автовокзала, – вспоминает пенсионер. – В те годы я работал железнодорожником. Гараж мы строили с батей и пользуемся им по сей день. К сожалению, моего отца не стало 9 дней назад – 2 декабря ему исполнилось бы 90 лет.
Сергей Николаевич рассказал, что в прошлом в «Березке» бывали кражи. Однажды преступники даже пробрались в гараж, разобрав кирпичную кладку.

– К счастью, сегодня этой проблемы нет, времена нынче спокойнее. К тому же тут кругом установлено видеонаблюдение. Гаражами здесь в основном пользуются старожилы, все знают друг друга не первый год. Люди порядочные, хорошо общаются между собой. Проблемных владельцев, которые устраивают шумные посиделки или дебош, тут нет, – подытожил собеседник.

Вот такая своя атмосфера царит в гаражных кооперативах Костаная. И после каждого визита в них хочется вернуться снова…
Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
