С появлением интернета и соцсетей укрепившаяся ранее в обществе демократия пошла в разгул не в самом хорошем ее проявлении
Особенно это видно по стилю коммуникации в сетях: прямые оскорбления всех и вся, звучащие на каждом шагу матерные слова. К месту и не к месту. Как вы к этому относитесь?
Впрочем, ваше личное восприятие нецензурной лексики большой роли не играет. В голове у нашего человека вшит общий культурный код, в том числе и мораль, которые говорят однозначно: обсценная лексика – это табу, неприлично и некрасиво. Эти рамки приличия в последнее время, по наблюдениям автора, активно нарушаются.
«НК» решил обратиться к теме языковой среды и поговорил об этом с экспертами. Обязательно ли мат выдает некультурного человека? Почему мы так часто стали материться? Можно ли с этим бороться? И почему использование ругательств говорит о вашей безответственности?
Бедность мышления
Ветеран кафедры русского языка и литературы КГПИ, доцент филологии, ныне эксперт-лингвист Галина Мустакимова считает, что к изменению языковой среды привели всем известные общественно-политические события: развал СССР, наступление разгульных 90-х, когда на арену вышли запретная ранее вседозволенность, а немного позже – провозглашенная в новой стране демократия. Как итог – более вольное и либеральное отношение к языку.
В художественном творчестве переломных годов и современников особенно четко прослеживается эта тенденция. Вспомнить хотя бы произведения Эдуарда Лимонова или Юза Алешковского, где вперемешку с сатирой обильно используются матизмы – так по-научному называют нецензурную лексику. К слову, в свое время лингвисты даже спорили, стоит ли обсценная речь того, чтобы ее изучать. Ответ пришел со временем: так, появился целый словарь под названием «Русское сквернословие» под авторством профессоров Валерия Мокиенко и Татьяны Никитиной, а в Алтайском университете (Россия) эта категория лексики изучается кафедрой филологии.
– Конечно, использование в речи обсценной лексики говорит о скудости словарного запаса, низкой языковой культуре и бедности мышления, – отмечает Галина Мустакимова. – Кроме того, инвективная лексика, то есть оскорбительная, если она направлена на конкретного человека, с точки зрения права, может быть наказуема. Обычно первая причина использования бранных слов – это желание оскорбить и унизить, вторая – просто потому, что якобы дозволено. Классическая литература, воспитывающая у нас языковой вкус, показывала всегда, что так с языком поступать непозволительно. К сожалению, не каждый читатель и зритель умен и может понимать все буквально: если на страницах книг встречается мат или он же звучит с экранов телевизоров, то почему бы и нам его не использовать? Хоть Пушкин и говорил: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю», но всему свое место, нужно определять грань дозволенного.
Вообще, если обратиться к этимологии бранных слов, то во времена Древней Руси они считались сакральными и не произносились вслух. Отметим, что корней, от которых образованы сотни производных слов, всего не более десяти, и почти все они служат обозначением гениталий человека, его половых органов. Сейчас же сакральный их характер практически утрачен, вместо этого появился новый – ругательский.
Профессор кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А. Байтурсынова Ольга Кунгурова к нецензурной лексике относится абсолютно нетерпимо и уверена, что люди, активно пользующиеся матизмами, испытывают недостаток словарного запаса: любой язык настолько богат, что свои эмоции можно выразить и без обсценной лексики.
– Некоторые предполагают, что мат – это способ заявить о себе, показать, что ты свой в определенном кругу общения, – поясняет Кунгурова. – Я это слышу и вижу, и меня это раздражает. Это факт времени, но своих студентов я учу правильной литературной речи. В аудитории еще ни разу не слышала такой лексики. В коридорах бывает, но когда студенты видят преподавателя, замолкают. Это радует.
Несмотря на то, что молодежь активно использует такую лексику, все же в головах многих она ассоциируется с чем-то неприятным и неприличным. Это Ольга Кунгурова поняла, задав студентам, у которых проводила тренинг, всего один вопрос.
– Я занималась с ребятами, им было по 15-16 лет, тема обсуждения – да или нет мату, – вспоминает профессор. – Они искали аргументы за и против, а в конце я задала вопрос парням: вам приятно было бы познакомится с девушкой, которая ругается отборным матом? Вы бы захотели с ней дальше продолжить общение? 90% ответили нет. Когда это услышали девчонки, у них было потрясение. Выходит, что сам ругаюсь, слышу это от друзей в компании, а вот сближаться с такими людьми не хочу. Думаю, это показательно.
Не бороться, воспитывать
Это совет от профессора кафедры психологии КРУ им. А. Байтурсынова Лилии Саркисян. Бич нашего времени – быстрый темп жизни, при котором родители часто не находят время для общения со своими детьми. При этом надо понимать, что даже если взрослые и будут твердить, что употреблять нецензурную лексику – плохо, но при этом сами активно использовать ее в своей речи, то результат таких бесед неизбежно сведется к нулю. Все-таки личный пример значит куда больше, чем простые слова… Дети, которые сквернословят, в большинстве случаев слышат это дома.
– Вот вам реальный пример из моей практики: бабушка, узнав, что ее внук-шестиклассник ругается, дала ему почитать книгу об этикете 1996 года издания. Мальчик повертел ее в руке, и отложив, сказал: «Она же устаревшая». Почему ребенок так считает? Потому что живет совсем в другой среде, – поясняет Лилия Саркисян. – Специалисты уже давно предлагают вводить в школах курсы по психологии личности и современного этикета, потому что информационная среда не направлена на повышение нашего культурного уровня. В эпоху, когда подрастающее поколение мало читает классику, а познавательной Меккой считает интернет, мы должны формировать истинную культуру, тогда неудобно будет произносить бранные слова. Недавно прочитала, что в Китае издали закон и запретили ток-шоу на телевидении, которые препятствуют культурно-духовному развитию. Считаю это правильным.
Профессор уверена, что использование обсценной лексики – только следствие одной большой проблемы, состоящей из нескольких веток: рост агрессии в обществе, при которой мат является способом смягчения стресса; отрицание традиционных ценностей; недостаток общения родителей и детей.
А почему матерятся сами взрослые или, скажем, молодые люди, которые должны понимать, что это некрасиво и непрестижно? Опять же играет роль ощущение свободы, взрослости, низкая культура и полная безответственность перед обществом: неприличная манера поведения и разговора могут стать примером для детей, которые это услышат.
Воля есть, но рамки тоже
В XX веке, рассказывает кандидат философских наук и профессор Денис Качеев, массовая культура стерла различие между высоким и низким, создав продукт всеобщего потребления, в котором мат занимает определенное место. С точки зрения философии, человек имеет полную свободу самовыражения в этом мире, а какие формы для этого самовыражения он выберет, зависит от него самого.
Свидетельствует ли употребление мата о деградации человека, в том числе и с моральной точки зрения? Денис Качеев подчеркивает, что нет абсолютно (иначе вся история человеческой культуры была бы историей деградации), но только если это не выходит в публичное пространство.
– Человек волен выражаться так, как он хочет, со своими родными, близкими людьми или в кругу своего общения. Однако когда человек употребляет мат прилюдно, во всеуслышание, в том числе в соцсетях, комментариях в новостных пабликах, групповых чатах, то это не только недопустимо, но и заслуживает общественного порицания, – делится своим мнением доктор философских наук. – Сегодня нецензурная лексика прочно вошла в культуру и медийное пространство, но хочу отметить, что это лишь один сегмент культуры, возможно, самый заметный и доступный. В целом же, культура продолжает развиваться и мат не играет в ней никакой роли, он просто есть в отдельных проявлениях.
Моральную сторону вопроса, считает Качеев, прекрасно определила незабвенная Фаина Раневская, которой принадлежит высказывание: «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью».
А можно ли вообще запретить мат? Эксперты однозначно говорят – нет. С окружающей средой, где обсценная лексика имеет свое место, мы ничего не можем сделать. А даже если и представить такой вариант, то, как мы знаем, запретный плод сладок и притягивает особенно.
Если смотреть шире, то мат – это целый пласт языковой культуры, который придает речи особую перчинку, эмоциональность и характер. Но все вышеперечисленное работает только в том случае, если нецензурная лексика применяется, так скажем, уместно, а не повсеместно. Так и величие русского мата можно растерять…
Татьяна НАЗАРУК,
карикатура К. Иванова
из сети Интернет
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77