Костанай и костанайцы Культура

Актриса русского драмтеатра о насыщенном юбилейном сезоне, способах не выгореть и любви к Достоевскому

Ольга Муляк – талантливая, разноплановая, ироничная. Как многие творческие люди, ранимая и, время от времени, сомневающаяся в собственных силах. Накануне Дня работников культуры РК и окончания 101 театрального сезона посчастливилось сделать с ней интервью.

– История не терпит сослагательного наклонения, но если бы вы не стали актрисой, то…

– Если бы я была послушной дочерью, то пошла бы по стопам родителей и устроилась на железную дорогу, работала бы как они связистом. В детстве хотела стать певицей, потом думала о журналистике. В итоге после школы меня отправили в КИнЭУ, проучилась там год и сказала: «Мам, мне не нравится». Физика и математика давались сложно, всегда больше тянуло к русскому языку и литературе.

В тот момент Виктор Александрович Крепкин организовывал театральную студию для молодых ребят. Я пришла, тогда еще работал Александр Лиопа. Попросили прочитать стих. По-моему, это даже было «Письмо Татьяны Лариной». Послушали голос, посмотрели, что и внешность подходящая. Ну, говорят, давай попробуем. Так начала учиться в студии, ходила на репетиции, была задействована в некоторых спектаклях, естественно, в массовых сценах. Образование высшее все же получила, на филфаке, а позже окончила актерский факультет в Челябинске.

– В детстве, подростковом возрасте проявлялся актерский талант?

– Когда не нужно было в детский сад, все равно просыпалась рано утром. У нас в зале стоял трельяж, я перед ним пела все песни, которые разучивали в саду. Мама даже хотела меня отдать в музыкальную школу, но там не было мест на класс пианино, зато принимали на класс баяна. На что я сказала: «Ну какой баян? На нем обычно играют бабушки и дедушки!» И когда в этом году выпустили спектакль по Чехову «Руки у нас холодные», а я там по роли исполняю партию на баяне, поняла, какой это суперклассный инструмент, какое у него мощное звучание!

В школе нам преподавала Наталья Бабанова, мама артиста, который раньше работал в театре. Это педагог от бога! И когда проходили программу Достоевского «Преступление и наказание», Наталья Николаевна попыталась поставить инсценировку. Я тоже была занята в ней. Очень люблю Федора Михайловича, он дорог для меня как для актрисы – помогает анализировать роли. Вот читаешь про Раскольникова и понимаешь, почему он совершил преступление, отчего произошло наказание. Всем рекомендую произведения Достоевского!

– 20 лет на сцене пролетели как мгновение, или все же чувствуется тяжесть на плечах?

– Честно говоря, нет ощущения, что я здесь столько лет. Хотя, можно сказать, большая часть жизни прожита в театре: пришла сюда в 18, сейчас мне 39. Был такой период, когда не верила в себя. Если брать прошлую весну, когда не давали ролей, началась депрессия. Думала, может не тем занимаюсь, не там нахожусь… Некий момент сомнения должен быть, наверное, у каждого актера. Это такая переоценка ценностей.

– Зато этот сезон совсем другой.

– Очень насыщенный работой! Сначала выдали «В ожидании сердца», затем приезжала Женя (выпускница ГИТИСа Евгения ТикиДжи-Хамбурьян – прим.ред.). Нашим главным режиссером стал Эдуард Зуфарович – начал с хорошего спектакля «Пока она умирала», с хорошей для меня роли, где в себе можно покопаться, что-то найти. Хотя я столько лет в театре, но именно в этом сезоне раскрылась, приняла себя как актрису, поняла, что это действительно мое. Такой своеобразный итог двадцатилетней работы.

– Как работалось с Евгенией?

– Она ставила инсценировку по Чехову «Руки у нас холодные», и на таком подробном разборе пьесы я не присутствовала ни разу в жизни! Помните, как в детстве мы перебирали грязные рис или гречку? Женя также скрупулезно отбирала каждую «рисинку», давала столько информации, что по возвращении домой не хотелось ни с кем общаться. Когда вышли на сцену, казалось, что я такая деревянная, что не в той профессии! Я не могу, у меня не выходит! Евгении получилось переломить этот момент: в конечном итоге роль получилась очень хорошей.

– Есть ли у вас любимые роли? Или, может быть, работаете по принципу: сыграла и забыла?

– Нет, сыграла и забыла – так точно не получается. В Панночке, например, я была Хвеськой, которая оберегала пана философа. Мне кажется, она такая теплая и милая женщина, на все готова, лишь бы он продолжал жить… Еще очень нравится спектакль «Боинг-Боинг», я там играла женщину-вамп, которая своего не упустит. Если у мужчины есть деньги, то она его любит до безумия, если нет – извини, дорогой. Скучаю по роли Луизы, это персонаж из «Восьми любящих женщин». Была еще Женя, семнадцатилетняя девчонка из спектакля «Бабий дом». Роль давалась трудно: с одной стороны, понимала ее, находила в ней себя, с другой, не верила в свои силы.

В любом случае все роли рождаются в мучениях. В том плане, что занимаешься внутренним поиском, стараешься, чтобы персонажи не были одинаковыми. Например, похожие Зоя Петровна («В ожидании сердца») и Татьяна («Пока она умирала»). Обе серые мышки, скромные интеллигентные женщины. Но по внутреннему состоянию они должны быть абсолютно разными! Когда на репетициях играла Татьяну, замечала нотки аналогичного персонажа. В таких случаях нужно анализировать персонаж, его поступки и не уклоняться от курса.

А еще каждая героиня чему-то учит. Нюта («Руки у нас холодные») – свободе мышления. Она не задается вопросом, что про нее подумают другие. Татьяна – прилежная, покладистая, хозяйственная. Во мне это тоже присутствует, только, конечно, в меньшей степени. Зоя Петровна – бесстрашная, не побоялась попросить сердце для своего сына. И я стараюсь проникнуться судьбами персонажей, принять их.

– Хотели бы попробовать себя в моноспектакле?

– Моноспектакль – всегда новая ступень в освоении профессии. Это очень интересно и важно в плане раскрытия себя как актера, человека. Но когда ты на сцене одна, уже нельзя спрятаться за партнера. Когда только пришла в театр, в процессе одной из репетиций Александр Александрович Лиопа спросил: «Оля, ты понимаешь, что за тебя все партнер сделал, а ты просто находилась на сцене?» Конечно, такого прикрывания не должно быть. И еще для моноспектакля необходима грамотная, профессиональная связь с режиссером: актер, как бы ни старался, не сможет сделать постановку в одиночку. Ему, образно говоря, нужен дирижер, который будет направлять.

– Как вы настраиваетесь на спектакль?

– Перед выходом на сцену по возможности ни с кем не разговариваю, ни в какие споры не вступаю, словом, пытаюсь не обращать внимания на то, что вокруг. Это приходит с опытом, с возрастом. Больше работаю над сохранением энергии, чтобы выйти и выдать роль. А после спектакля включается какой-то внутренний анализ. Если есть ощущение тяжести, значит, где-то не доиграла, не была точна в своем переживании. А если легкость, и она прямо чувствуется, значит, все классно.

– Так или иначе, но каждый человек играет в жизни роль и не одну: ребенка, мамы, коллеги. Вот я сейчас играю роль журналиста, а вы – той, которая отвечает на вопросы. В каком же случае человек настоящий?

– Мы и есть настоящие, даже в своих ролях. Вот сегодня я Нюта: надела костюм, сделал грим, взяла баян и пошла на сцену. Это на бумаге можно написать: Ольга Муляк исполняет роль Нюты. Но если на сцене я не буду настоящей, если не оставлю Олю с ее проблемами за пределами театра, зритель это сразу почувствует. Мне в этом плане много дала Евгения – чувство внутреннего состояния. А ведь раньше в игре где-то проскальзывала фальшивость…

Прихожу домой, и вот я уже мама, жена. Моя дочь говорит, что я хорошая мама. По утрам готовлю завтрак, отвожу ее в колледж – святая женщина! (смеется).

– Актерская профессия дает энергию, но может и обесточивать. Как при таких качелях не выгореть, не иссякнуть?

– Дача – вот отличный антидепрессант! У нас с мамой распределение: она занимается огурчиками-помидорчиками, я по большей части цветами. На клумбах и энергией напитываешься, и сбрасываешь внутренний негатив, особенно когда сорняки не хотят выдираться. Дома тоже есть цветы, ухаживаю за ними. Могу отвлечься шитьем, вот, например, шторы на балкон сшила.

– В чем для вас заключается счастье?

– Как для актрисы – в интересных ролях и пьесах, чутких режиссере и партнерах. А мое женское счастье в том, чтобы близкие были рядом. Чтоб были живы-здоровы муж, родители, дочка… кот. Баланс творческого процесса и личной жизни – нас спасет гармония!

– И баян! Спасибо за искреннее интервью!

СПРАВКА “НК”

За 20 лет на сцене областного русского драмтеатра Ольга Муляк сыграла более сорока ролей. В их числе: «Боин-Боинг» (Мэри), «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (Оливия), «Инь и Ян» (Глаша), «Не покидай меня» (Кремнис), «Дядюшкин сон» (Катерина Петровна), «Это просто война» (Катерина), «Учитель танцев» (Фелисьяна), «Ходят слухи» (Любовь Васильевна), «Женитьба Бальзаминова» (Домна Белотелова), «Федра» (Исмена), «Наша Камшат» (журналистка).

Роли в сказках: «Пиратский Новый год» (Атаманша), «Елочка – звезда «Инстаграма» (Баба-яга), «Суперзаяц» (Лиса), «Путешествие в Наурыз» (ведьма) и другие.

Участвовала в фестивалях: «Соотечественники» (Саранск), «Человек театра» (Челябинск), «Театральная осень» (Кокшетау), «Фестиваль этнических театров» (Костанай).

Елена НОВАК,
фото Елены ПОЛЯРНОЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77