ЖКХ

Асфальтобетонный пирог: как Костанай обновляет свои магистрали

Городской акимат анонсировал амбициозные планы по ремонту 90 участков дорог, выделив на эти цели 9 миллиардов 100 миллионов тенге – сумму, вдвое превышающую прошлогодние инвестиции

Корреспонденты «НК» отправились в рейд по ключевым объектам, чтобы увидеть, как преображаются улицы Костаная и оценить детали самых масштабных проектов.

С ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ ПОЛОС

Наш объезд начался с одной из главных артерий города – проспекта Назарбаева. Здесь запланировано расширение дорожного полотна под путепроводом. Число полос движения увеличится с четырех до шести, по три в каждом направлении, что должно существенно улучшить пропускную способность оживленного проспекта.

– Сейчас ведется укладка основания крупнозернистой асфальтобетонной смеси. Уложили и георешетку для укрепления дорожного полотна. Еще одна будет перед вторым слоем щебеночно-мастичного асфальтобетона, – объясняет начальник участка ТОО «Ван» Станислав Николайчук.

Если говорить проще, крупнозернистая асфальтобетонная смесь – это первый, или, как его называют, несущий слой дорожного покрытия. Его основная задача создать прочное основание для верхних слоев асфальта. Представьте себе пирог: нижний, самый плотный и толстый корж – это и есть крупнозернистый асфальтобетон. Он содержит более крупные частицы щебня, что обеспечивает высокую прочность и устойчивость к нагрузкам от проезжающих автомобилей.

А вот георешетка – это специальная синтетическая сетка, которая укладывается между слоями дорожного покрытия. Ее главная функция – укрепление полотна. Такие решетки уже появлялись на дорогах Костаная, много где применялись. К примеру, ее части можно было заметить при замене бордюрного камня по ул. Тәуелсіздік.
Считается, что георешетка значительно увеличивает долговечность дорожного покрытия, сокращая необходимость в частом ремонте.

В акимате Костаная отмечают, что проспект Назарбаева – один из самых сложных объектов, требующий особого подхода.

ДОЛГОЖДАННЫЙ

Перемещаемся на улицу Каирбекова, где на участке от улицы Тәуелсіздік до улицы Лермонтова работы выполняет ТОО «Ван». Последний раз Каирбекова ремонтировалась в 2019 году.

– Бордюрный камень уже доставляют, на днях пойдет и асфальт, – говорит специалист отдела ЖКХ Чингис Омаров.

Особое внимание мы уделили улице Сьянова (в границах улиц Гоголя – Рабочей), которая ждала реконструкции не один год. Этот объект можно назвать многострадальным: попытка ремонта в 2020 году обернулась судебными тяжбами и расторжением договора с предыдущим подрядчиком. Пока длилась бюрократическая волокита, истек срок действия экспертизы проекта, что привело к необходимости начинать все заново.

Сегодня здесь работает ТОО «Арвис», улица Сьянова – сложный участок протяженностью 2 км, с 11 перекрестками, 154 съездами, 258 метрами ливневой канализации и 143 метрами тепломагистрали, а также сетями наружного освещения.

– Подрядчик укладывается в сроки, к 1 сентября все будет готово, как и планировалось, там работы уже на 75% завершены, – несмотря на все трудности, заверил нас Чингис Омаров.

НОВЫЙ ОБЛИК

В микрорайоне «Жана Кала» активно ведется реконструкция сразу двух улиц – Фролова и Наримановской.

На улице Фролова, на отрезке от проспекта Абая до улицы Баймагамбетова, проезжая часть расширяется с 7 до 14 метров. Здесь будет организовано двухполосное движение, установлены новые уличные светильники и обустроена парковочная зона на 48 машиномест.

Улица Наримановская на участке от проспекта Абая до улицы Алтынсарина тоже преобразится: ширина дороги увеличится с 7 до 10,5 метров. Здесь обновляются инженерные сети и устанавливаются новые фонари, а по обе стороны улицы появятся парковочные полосы на 66 автомобилей. Изначально планировалась реконструкция всей улицы до Баймагамбетова, но было принято решение исключить участок от Алтынсарина до Баймагамбетова, чтобы сохранить зеленые насаждения и избежать повреждений инженерных сетей.

Средний ремонт идет полным ходом и на проспекте Аль-Фараби на участке длиной 1,4 км: от улицы Баймагамбетова до улицы Майлина. Здесь будут обновлять асфальтовое покрытие, благоустраиваются пешеходные зоны и увеличивается количество зеленых насаждений. В районе магазина «Детский мир» появятся более 20 дополнительных парковочных мест, что особенно порадует автомобилистов.

– По Аль-Фараби сейчас активно ставят бордюр, укладывают брусчатку, – комментирует Чингис Омаров.

По просьбе жителей района железнодорожного вокзала и для повышения безопасности на улице Темирбаева будет новый пешеходный переход. Здесь установят дорожные знаки, освещение, нанесут разметку.

ОБНОВЛЕНИЕ ГОДА

Одним из самых знаковых объектов, который практически не узнать после ремонта, стала улица Шевченко. Речь идет о том участке, который многие годы был заставлен павильонами Центрального рынка. Эта территория была продана в частные руки еще два десятилетия назад, но в этом году акимат вернул ее в государственную собственность почти за 62 миллиона тенге. Еще порядка 92 миллионов тенге потрачено на средний ремонт самой улицы. Сегодня здесь просторно, и хотя разметки пока нет, дорогу активно используют водители.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Масштабные ремонтные работы требуют тщательного контроля. Областной филиал РГП на ПХВ «Национальный центр качества дорожных активов» подвел итоги своей деятельности по контролю за качеством строительно-монтажных работ на дорогах региона.

По словам директора филиала Абылайхана Алшинбаева, с начала года в Костанайской области проведено порядка 400 проверок, охвативших более 200 дорожных объектов.

– Нашими специалистами отобрано свыше 800 образцов материалов, из которых 130 не соответствовали нормативам. Основные нарушения – зерновой состав смесей и уплотнение асфальтобетона. Уже устранено более 20 несоответствий на республиканских трассах, по остальным работы продолжаются, – сообщил руководитель.
В период с января по июнь специалисты центра провели масштабный контроль качества: 550 проб материалов поступило с местных дорог, остальные с республиканских трасс. Помимо этого, в ходе проверок выявлено свыше 160 дефектов и нарушений, допущенных подрядными организациями. Более 80 из них уже устранены, остальные находятся на стадии исправления.

Что касается конкретно Костаная, то здесь осуществлено 80 выездов с целью экспертизы качества и материалов работ на объектах ремонта. Отобрано более 130 проб, из них не отвечает требованиям 11 проб, 5 исправлено в процессе реализации ремонтов и 24 находятся в стадии испытаний. Выявлено порядка 20 дефектов и нарушений, из которых на сегодняшний день 12 устранено.

Абылайхан Алшинбаев подчеркнул, что работа по повышению качества дорожного строительства не прекращается.

– Общая протяженность автодорог в Костанайской области составляет 9056 километров, из них 1534 км – республиканские трассы, 2205 км дорог областного значения и более 5300 км – районных. Контроль на таких объемах требует постоянной системной работы, и мы будем ее усиливать, чтобы каждая дорога соответствовала нормативам, – заключил он.

Дорожный сезон в Костанае в самом разгаре, и очевидно, что в этом году городские власти делают ставку на комплексное и качественное обновление дорожной инфраструктуры, стремясь сделать передвижение по областному центру более комфортным и безопасным.

Полина ЦИММЕР, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77