Наша валюта с февраля этого года значительно просела, поэтому экономить пытаются не только рядовые покупатели, но и бизнес. Это право каждого, однако порой подобное желание оборачивается во вред потребителям
Ситуация первая
Многие из вас сталкивались с такими предложениями от магазинов: если расплатитесь не банковской картой, а наличными, то цена будет ниже. И я такое встречала, но ничего предосудительного в этом не видела. Как правило, подобные акции действуют на бытовую технику, мобильные телефоны, словом, на товары, стоимость которых превышает и десять, и двадцать тысяч тенге. Каждый день мы за такими вещами не ходим, можно ради своей выгоды один раз сбегать и снять наличку, чтобы покупка от осознания экономии принесла еще больше радости.
Но как быть, если бизнесмены проделывают такие фокусы и с повседневными товарами? Например, так сделал магазин «Десяточка» в Тобыле, установив разные цены на мясо при оплате налом и безналом. Руководство прямо-таки не стесняясь, вывесило на прилавке соответствующие ценники. Разница составляет 300 тенге.
При мне некоторые люди радостно восклицали, когда осознавали возможность сэкономить, другие ругались: мол, ну где это видано, чтобы товар имел сразу две цены? Разве это законно? В числе вторых была и я. Продавец на мои возмущения лишь ответила, что банк берет большие проценты за свои услуги, приходится уворачиваться. О покупателе никто не думает.
К тому же, не факт, что таким образом предприниматель действительно делает скидку покупателю. Мы не знаем, какая цена была изначально. Вероятно, что наличными платим прежнюю стоимость, а картой – завышенную, любезно оплачивая услуги банка за магазин.
В департаменте по защите прав потребителей Костанайской области в ответ на наш вопрос сообщили, что установление цены на товары (работы, услуги) при приеме платежей с использованием платежных карточек, превышающей цену их продажи при оплате наличными деньгами, является нарушением прав потребителей при заключении договора. Звучит сильно, но можно ли как-то повлиять на хитрого бизнесмена?
Руководитель департамента Мурзахан Ерканов говорит, что проверку именно по факту установления разных цен провести нельзя, так как по закону этой процедуре могут подвергнуться в случаях: когда нет информации на двух языках об изготовителе продукта, а также об органе, куда потребитель может обратиться за защитой своих прав; когда продавец отказывается возвращать или обменивать товар; когда продавец не дает письменный ответ на претензию в течение 10 дней; когда не предоставляет данные о товаре. О ценах здесь ни слова, но можно воспользоваться уловкой.
– Обратитесь к продавцу с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя, согласно ст. 42-4 Закона «О защите прав потребителей», – советует Мурзахан Ерканов. – Следовательно, продавец обязан удовлетворить требование потребителя, либо в течение 10 календарных дней со дня получения претензии представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Копии этих документов должны прилагаться к ответу продавца (изготовителя, исполнителя) потребителю. В случае непредоставления ответа на претензию по истечении 10 календарных дней, возникает основание по обращению потребителя назначить внеплановую проверку.
Если нарушение обнаружат, а так и будет, то продавца привлекут к административной ответственности по ч. 5 ст. 190 и ч. 1 ст. 193 КоАП РК. По первой статье сначала это будет лишь предупреждение, а при повторной жалобе в течение года – штраф 20, 30 или 50 МРП в зависимости от масштаба бизнеса.
Думаем, чтобы проучить хитрых предпринимателей, стоит оформить жалобу.
Ситуация вторая
Любопытное фото с ценами, отраженными в рублях, прислали подписчики «НК». Говорят, заметили это в одном из ТРЦ города. Но почему в рублях-то? В Казахстане как-никак живем, у нас своя валюта. Разумеется, это тоже нарушение.
В соответствии со ст. 24 Закона «О защите прав потребителей», продавец или изготовитель обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта, в тенге.
Если же предприниматель это правило проигнорировал, решив, что платить ему надо в рублях или долларах, а также если стоимость товара по факту выше, чем гласит ценник, либо цены вообще нет, его можно привлечь к ответственности. В этом случае будет работать ч. 4 ст. 193 КоАП РК, по которой на субъекты малого предпринимательства может быть наложен штраф 6 МРП, среднего – 10 МРП, крупного – 30 МРП.
Татьяна НАЗАРУК,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77