Неслучайно в заголовке отсылка к фразе из произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Перевозчики продолжают настаивать на повышении тарифа. Все упирается в деньги. Как говорил Бегемот, человечество любит деньги… Цена вопроса 100 тенге. Но людей это не устраивает. Почему? Несоответствие графику движения, тесные автобусы, недоброжелательные водители – об этих проблемах костанайцы говорят и пишут в соцсетях постоянно. Тема не новая и даже избитая, но так и нерешенная. А значит, молчать о ней нельзя.
Автобус – удобный транспорт. Он дешевле и экологичнее, чем личный автомобиль или такси. Быстрее, чем перемещение на своих двоих. А еще пользование автобусом – обычная рутина для большинства костанайцев, когда изо дня в день люди вынуждены сталкиваться с одними и теми же проблемами. Это вызывает недовольство и даже гнев.
10 октября «НК» запустил опрос в своих соцсетях на тему работы общественного транспорта. Через три часа под постом в Инстаграме набралось более 190 комментариев! Такая активность ярко демонстрирует, что тема людей волнует.
38, 12 и 21
Данные маршруты обслуживает ТОО «Компания STA». Жалобы наших читателей на их работу примерно одинаковы. Проблема номер один – несоответствие положенному интервалу движения в 10-15 минут.
Корреспонденты «НК» ездят на 38-м маршруте каждый день. Например, на прошлой неделе несколько дней подряд, с 4 по 7 октября утром, интервал составлял 20-30 минут, а на линии, согласно приложению SMS BUS, в одну сторону было зафиксировано всего три единицы транспорта. Один уже почти доезжал до центра города, а следующий за ним все еще стоял на конечной. Вечером в час пик на остановке «Драмтеатр» и вовсе невозможно было сесть в автобус, люди вынуждено остались ждать следующий. По этому поводу в прошлом номере «НК» вышел материал «Уровень гнева зашкаливает». И надо отметить, что на этой неделе по утрам интервал сократился, автобусы уже три дня ходят с разрывом в 12-15 минут.
С «НК» по поводу нареканий в адрес 38-го согласны и наши читатели. В комментариях в Инстаграме и Телеграме можно прочитать жалобы костанайцев на этот маршрут.
– 38-й автобус с 9 вечера уходит с маршрута, нет ни одного, ни туда, ни обратно, – замечает пользователь по ником sakyra_s2020.
Автобусы №12-й и 21-й тоже не радуют частотой движения.– 12-й по полчаса ждешь…, – высказывается mama_m.w.w.a.
На замечания парирует заместитель директора ТОО «Компания STA» Юрий Панасенко.
– Интервал не больше положенного. Мы прилагаем все усилия для удобства пассажиров. Все жалобы, которые поступают в IKomek, не оставляем без внимания. Буквально вчера (корреспондент «НК» разговаривал с Юрием Панасенко 11 октября – прим. ред.) была жалоба на «десятку» от женщины, которая ждала автобус на остановке «Нефтебаза» по пр. Назарбаева, якобы транспорта не было 30 минут. Но такого не бывает! Это нужно вывести из строя сразу два автобуса. Когда начали разбираться в ситуации, выяснилось, что интервал был в десять минут. Стоит отметить, что в зимний период действительно на интервал можно накидывать 5-10 минут. Это стоит понимать, – пояснил заместитель директора компании.
Еще одна из самых популярных жалоб – запуск маленьких автобусов в час пик.
– 38-й утром долго ждешь, он всегда полный. Народ возле дверей стоит, особенно, когда маленький приходит, – пишет 1982n_ina.
– Конечно, мы стараемся пускать в час пик именно большие автобусы, но в силу нехватки водителей, поломку машин, некоторым из них уже по 30 лет, не всегда так получается. Надеемся на понимание людей в этом вопросе. Час пик наблюдался и раньше. А в связи с ростом микрорайонов «Юбилейный», Северо-Западный, где раньше было лишь несколько домов, а сейчас в разы больше, концентрация людей увеличилась, а количество автобусов осталось примерно таким же, – комментирует Панасенко.
По поводу маленьких автобусов мы обратились к главному специалисту ЖКХ Нурдаулету Бейсенову.
– У нас на линии стоят автобусы, маленькие и большие, которые курсируют по городу в течение всего дня. Мы не выбираем, какие поедут в определенный час. Но в часы пик автобусы не отстаиваются на конечной остановке, в остальное время они могут постоять отдохнуть, – ответил главный специалист ЖКХ.
Хочется отметить, что среди негативных комментариев были и позитивные.
– К 10-му маршруту вопросов нет, – пишет san_gu061281.
3, 7 и 25
Эти маршруты курирует ИП «Брунер А.В.». Основные замечания пользователей – все тот же интервал движения автобусов.
– Маршрут № 7, это вообще отдельная история. Ожидание по часу, полтора, – делится опытом shalabayeva_sandu.
– У 19-го и 7-ки по 30 мин интервал, а зимой вообще не дождешься, а если дождешься, то не влезешь, – подтверждает kristina_i_koroleva.
Директор фирмы-перевозчика Александр Брунер ответил читателям, что маршрут №7 и должен ходить с таким интервалом.
– Стоит брать во внимание, что на каждом маршруте свой интервал. На «семерке» 30 минут в будние дни, а в выходные – час. На этом маршруте курсируют всего четыре автобуса, – объяснил Брунер.
Костанайцы отмечают, что автобусы плохо ходят вечером, а после 21:00 и вовсе уехать практически невозможно.
– У 25-го автобуса, особенно после 20:00, интервал по 30 минут, – пишет nurslu.maikanova.
– «Тройка» плохо ходит. И новые маленькие автобусы не нужны. Очень неудобные, – добавляет janna05024751.
На что последовал ответ.
– Последний автобус отходит с конечной остановки в 22:00. У 25-го интервал в 10-15 минут в дневное время, а в вечернее, после 19:00, 20 минут, – прокомментировал Брунер.
Главный специалист ЖКХ Нурдаулет Бейсенов подтвердил, что транспорт обязан ходить до 22:00. Это правило действует на все городские маршруты.
102 и 19
Про эти автобусные маршруты было получено не менее 10 комментариев. Занимается ими ТОО «ТуристТрансСервис». К сожалению, мы не смогли дозвониться директору ТОО «ТТS» Алексею Бойченко, поскольку временно он находится за границей. Но мы обозначим основные претензии костанайцев.
Неизменной остается большой интервал.
– 102-го маршрута не дождёшься, по 30 – 40 минут стоишь, ждешь, – пишет iminovajuliya93.
А пользователь под ником znatusik74 озвучил еще одну проблему.
– У 102-го большой интервал. Отключена практически всегда геолокация. И берут по 90 тенге, даже если говоришь, что едешь по городу, – сообщает наш подписчик.
К слову, об ошибке в геолокации приложения SMS BUS писали и другие пользователи. Про плату в 90 тенге по Костанаю, а не только до Тобыла костанайцы жалуются давно. Но перевозчики объясняют это загруженностью водителей.
За что мы платим?
На фоне всех претензий и жалоб со стороны горожан, перевозчики еще в ноябре прошлого года выступили с просьбой о повышении тарифа на проезд. Они обосновали это тем, что выделенные субсидии не покрывают их расходы.
Весь городской автопарк работает на дизельном топливе, которое когда-то было самым демократичным по цене. Но сегодня ДТ постоянно дорожает. К тому же необходимо платить зарплату водителям.
Согласно нормам законодательства, при повышении тарифа более чем на 10%, этот вопрос должен проходить через согласование в городском маслихате. Среди депутатов были те, кто поддержал идею и кто выступил против.
За повышение тарифа выступил Серик Манасбаев.
– При отделе ЖКХ есть расчетная комиссия, которая высчитала, что необходимо повышать тариф. Тем более стоимость проезда не повышалась уже пять лет. Сравните, что значит 80 тенге тогда и сейчас. Все подорожало, в том числе и топливо, зарплата у водителей автобусов должна быть достойной. На сегодняшний день костанайцы недовольны работой автобусов, особенно зимой. Стоит понимать, что при повышении платы повысится и качество предоставляемых услуг, – объяснил свою позицию депутат.
Также он рассказал, что ЖКХ разрабатывает программу по штрафным санкциям для перевозчиков.
Против повышения стоимости выступила Меруерт Жабаева.
-Я считаю, что актуальная цена на проезд является адекватной по меркам того, какое качество услуг они предоставляют. Люди жалуются на грязные автобусы, большой интервал в движении транспорта. Перевозчики не торопятся улучшать качество услуг и исполнять условия, предусмотренные заключенным договорам. И еще идти на уступки за счет народа? Для чего это нужно? Я против этого, – высказалась Жабаева.
Вопросом движения автобусов занимались и областные депутаты. Например, в прошлом году Бауржан Тибеев после очередного материала «НК», заявил, что по вопросу автобусов назревает социальная напряженность. Депутаты совместно с отделом ЖКХ проводили даже свой мониторинг, беседы с перевозчиками. Но как показывает время, проблема городского транспорта – это замкнутый круг.
Пассажиры хотят получить качественные услуги. А перевозчики заявляют, что для этого сначала надо повысить цену. Но какова вероятность, что ситуация на рынке пассажирских перевозок измениться? Людям нужны гарантии.
Рассказывать истории костанайцев, цитировать их претензии из соцсетей, а еще делиться собственным опытом можно в каждом номере газеты. Но очень хочется, чтобы перевозчики и водители прочитали этот материал, обратили внимание на свою работу, признали, что в ней есть недочеты и постарались их исправить. Может тогда люди увидят, что фирмы стараются и не будут так возмущены повышением тарифа, а наоборот, поддержат это решение. И автобусный вопрос наконец будет решен.
Екатерина БАЙНЯШЕВА,
Ольга ГОРАЙ
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77