В социальных сетях и среди костанайских водителей активно обсуждаются изменения в ПДД. Горожане сообщают, что на улицах и трассах стало больше экипажей полиции, а новые поправки якобы развязали руки сотрудникам. Многие опасаются, что теперь останавливать будут всех подряд.
Так ли это на самом деле, рассказал старший инспектор батальона патрульной полиции города Костаная, старший лейтенант полиции Ерлик Сураганов.
– Никакой тотальной остановки автомобилей не будет. С 3 по 7 декабря в регионе проходило оперативно-профилактическое мероприятие «Опасный водитель». Его цель – не наказать, а выявить потенциальных нарушителей до совершения ДТП, предотвратить аварии и повысить дисциплину на дорогах, – пояснил инспектор.
О жезлах и основаниях для остановки
Одной из самых обсуждаемых тем стало возвращение жезлов в работу сотрудников патрульной полиции.
– Формально жезлы вернули давно. Они применялись для регулирования движения, отвода транспорта при ДТП, проведения спецопераций или при необходимости снизить поток автомобилей, – отметил Ерлик Сураганов. – Сейчас жезлы официально возвращены в полноценное использование. Но это не дает оснований для остановки всех подряд. Существуют девять причин для остановки транспорта. Они четко прописаны в статье 52 КоАП РК.
Собеседник подчеркнул, что автомобили могут останавливать в рамках ОПМ, на полицейских постах и рубежах, при выявлении нарушений, при проверке транспортных средств с иностранным учетом и т.д.
Грузовики, маячки, скорость
Одним из ключевых дополнений стало ужесточение скоростного режима для грузового транспорта категорий N2 и N3 в пределах населенных пунктов.
– Если раньше грузовики могли двигаться со скоростью 60 км/ч, то теперь максимальную скорость снизили до 50 км/ч. С учетом допустимой погрешности – не более 58-59 км/ч, – пояснил Сураганов.
Это решение, по словам инспектора, имеет веское обоснование.
– ВОЗ провела анализ и установила, что при наезде на пешехода на скорости 60-65 км/ч вероятность смертельного исхода возрастает в 3,5 раза по сравнению со скоростью 50 км/ч. Это мера, направленная исключительно на снижение травматизма и смертности, – подчеркнул он.
Еще одно важное нововведение касается транспорта категорий M2 и M3. Речь идет о микроавтобусах и автобусах, которые не являются регулярным общественным транспортом.
– Газели, «бусики» до 8 посадочных мест, если они не работают как маршрутные, теперь имеют право останавливаться на остановках общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров, – поясняет инспектор. – Туристические автобусы также могут осуществлять остановку. Что касается грузовых машин, им по-прежнему запрещается использовать остановочные пункты для выгрузки товара или мебели.
Упрощена и процедура установки проблесковых маячков желтого и оранжевого цвета. Легкосъемные маячки можно устанавливать без разрешений – для дорожных работ, сопровождения негабаритных грузов, колонн велосипедистов и других целей.
Пересдача ПДД: миф или реальность?
Водители опасаются, что их начнут чаще направлять на повторную сдачу экзаменов.
– Эта практика существовала всегда. Согласно статье 53 КоАП РК инспектор имеет право направить водителя на проверку знаний при повторных грубых нарушениях, – подчеркивает специалист.
Особое внимание уделяется статье 600 – непредоставление преимущества пешеходу.

– Если водитель повторно в течение года нарушает эту статью, он получает не только штраф, но и направление на принудительную пересдачу. Если в течение двух месяцев экзамен не сдан, водительское удостоверение приостанавливается и признается недействительным, – разъяснил собеседник.
Также часто фиксируются нарушения по статье 599 – проезд на запрещающий сигнал светофора и игнорирование требований регулировщика.
– Многие водители просто не знают жесты регулировщика. Это особенно опасно, когда отключаются светофоры. Люди теряются, создают хаос и регулировщикам приходится буквально каждому показывать направление жезлом, – сетует инспектор.
О колоннах и дисциплине на трассах
Отдельно старший инспектор остановился на правилах колонного сопровождения.
– Если в ней более 10 автомобилей, ее сопровождают два патрульных экипажа – в начале и в конце. Обгон, самовольная остановка запрещены. Скорость задается инспекторами. Это вопрос безопасности, а не чьих-то прихотей, – пояснил Сураганов.
Он напомнил о массовом ДТП в Акмолинской области в начале текущего года. После открытия закрытой из-за непогоды трассы начались массовые обгоны, водители торопились… Как итог – столкнулось почти 100 автомобилей.
Пешеходы и номерные знаки
Однако, по словам Сураганова, нарушают правила не только водители, но и пешеходы.
– Частые оправдания людей, перешедших в неположенном месте – «мне срочно», «живот болит», «дом рядом». Но безопасность должна быть важнее спешки. Все обязаны соблюдать закон, – говорит собеседник.
Ерлик Сураганов акцентировал внимание и на состоянии государственных номерных знаков.
– Номер должен быть читаемым всегда. Даже в плохую погоду, когда машину мыть бесполезно, его необходимо протирать. Вдруг именно этот автомобиль станет важным свидетелем преступления, а установить его будет невозможно из-за грязного ГРНЗ, – отметил инспектор.
Старший лейтенант подытожил: все, что требуется от водителей и пешеходов – не нарушать. Тогда и жезлы, и посты, и проверки будут казаться формальностью, а не угрозой.
Соблюдайте ПДД и уважайте каждого участника дорожного движения!
Валерия ВАХНЕНКО, фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
