Костанай и костанайцы

Бизнес на карантине

«НК» узнал, как пандемия отразилась на отечественных производителях

Термин «финансовый кризис» знаком каждому без исключения казахстанцу. Это словосочетание в последние годы регулярно усложняет жизнь предпринимателей.

Корреспондент «НК» встретился с теми, кто начинал свой бизнес еще задолго до ажиотажа с коронавирусом. Узнал, как товаропроизводители переживают период экономического декаданса и поговорил с ними о перспективах дальнейшего развития.

От снегоката до тренажера

Мирамбек Уркумбаев – уже достаточно известный в городе предприниматель. Мужчина занимается производством тренажеров, но не тех, что многие привыкли ассоциировать с этим словом. Он изготавливает особенные тренажеры для детей с диагнозом ДЦП. В Казахстане никто больше не занимается подобным производством. Мирамбек, возможно, тоже никогда бы не занялся изготовлением подобных тренажеров, если бы не столкнулся проблемой лично. У его 10-летнего сына ДЦП…

– Изначально я делал ему различные приспособления для физического развития, но в повседневности мы столкнулись с рядом проблем, с теми же санями. Они были неудобны, пришлось их переоборудовать. В итоге получился практичный снегокат, – рассказывает предприниматель. – Потом я переделал для сына обеденный стол, стул. Со временем решил попробовать изготавливать свои приспособления на заказ, потому что в нашем городе около трех тысяч детей с ДЦП, и у множества семей аналогичные проблемы, что и у нас.

Свои тренажеры мужчина конструирует и продает уже два года. За это время он успел пройти предпринимательские курсы в НПП «Атамекен» и получить грантовое финансирование на развитие своего цеха. На полученные от государства деньги Мирамбек закупил все необходимые инструменты и оборудование.

– Свои изделия я изготавливаю по образцам и чертежам, взятым в интернете. Где-то полностью повторяю эскизы, где-то что-то добавляю, но иногда и вовсе конструирую под индивидуальные потребности ребенка, все оговаривается заранее с заказчиком, – уточняет конструктор. – За эти два года я продал тренажеры во множество регионов нашей страны, не говоря уже о нашей области. Есть даже заказы из России и Кыргызстана. Отправку делаю через железнодорожную почту или через проводников.

Основные материалы, которые Мирамбек использует в работе, – это различные рейки, фанера, поролон, кожзаменители, лаки, крепления, подвижные механизмы. По размерам детские тренажеры невелики, занимают по площади обычно не больше 1 кв.м.

– Дело в принципе прибыльное, но с моим объемом производства миллионером не станешь, – шутит предприниматель. – В принципе, заработок достаточно неплохой, по крайней мере так было до карантина. Если еще в феврале-марте продавалось 20-30 изделий в месяц, то в октябре было реализовано всего пять тренажеров. Прибыли от них хватит лишь на аренду помещения и на мелкие расходы. У многих людей доходы сократились, и даже если просто жизненно необходимо купить ребенку тренажер-вертикализатор, то некоторым семьям, увы, сейчас это не по карману.

При этом цены у костанайских тренажеров достаточно приемлемые в сравнении с аналогами из России или Китая, но даже этот факт не может повысить покупательскую способность в кризис из-за пандемии.

– Чтобы увеличить объемы производства и продаж, мне нужно пройти сертификацию, но опять же из-за карантина в нынешнем году сделать это не получилось. Если я пройду сертификацию, то смогу наладить сбыт в медучреждения через госзакуп, также будет возможность продавать свою продукцию в специализированных магазинах. Сейчас в основном работаю лишь по заказам, спектр действий ограничен. Но я надеюсь, что в ближайшее время все наладится, осуществлю свои планы с сертификацией и найду новые пути сбыта своего особенного товара, – не унывает собеседник «НК».

Поймали «большую волну»

ТОО «Научно-производственное объединение «МедиДез» появилось на рынке относительно недавно и как нельзя кстати в свете последних событий, вызванных коронавирусом.

С 2017 года предприятие получило статус отечественного производителя и сразу уверенно заняло свою нишу среди производителей специализированных дезинфицирующих препаратов для медицинских учреждений, а также антисептиков для рук. На начальных этапах производства основная сложность для компании заключалась в кадрах: не хватало квалифицированного технолога. После долгих поисков специалист нашелся в Беларуси и уже теперь оттуда, будучи в Минске, держит постоянную связь с компанией, раз в месяц приезжая проконтролировать рабочий процесс. Всего на производстве заняты семь человек – технолог, мастер, аппаратчики, упаковщики-фасовщики.

– Наша продукция дороже, чем у конкурентов. Но цена не должна отпугивать, так как мы используем самое высококачественное сырье, дорогие упаковочные материалы, оптимально подходящие для хранения дезинфицирующих средств, – поясняет руководитель ТОО «МедиДез» Алия Кайракбаева. – Обычно человек обрабатывает свои руки антисептиком три-четыре раза в день, в то время как медработник делает это до 40 раз за день. Если это некачественный антисептик, то руки врача будут сильно раздражены, верхние слои кожи нарушатся, что может привести к экземе. Трещины на коже – благоприятная среда для развития бактерий. Наши антисептики не приводят к подобным последствиям, так как перед поступлением в производство проходят все необходимые лабораторные исследования.

Несмотря на то, что изначально компания была запущена на собственные средства, в 2020 году ТОО «МедиДез» получило кредит на запуск новой линии с более современным, автоматизированным и мощным оборудованием. Финансовую поддержку компании оказал фонд развития предпринимательства «Даму». Эта помощь пришлась вовремя. Из-за вспышки пандемии коронавируса антисептики для рук и дезинфекторы начали раскупаться как горячие пирожки, заметно подскочив в цене.

– В марте-апреле мы значительно увеличили объемы производства, так как в первое время антисептиков не хватало, но к лету уже темпы спали, многие предприятия переориентировались на производство антисептиков и вопрос с их дефицитом решился, – говорит Алия. – Сейчас работаем планово. В супермаркеты и магазины не заходим, так как 90% нашей продукции реализовывается в медучреждения, а мы на них, собственно, и ориентированы, поэтому волнений за завтрашний день у нас нет.

Асхат НУРТАЗИН


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77