Костанай и костанайцы Социум

Большую часть жизни режиссер Алевтина Котельникова посвятила культуре и работе с молодежью

Алевтина Викторовна на пенсии, но продолжает следить за творческими успехами юных дарований. Она поделилась с корреспондентами «НК» воспоминаниями о студенчестве, вечерах с известными поэтами, как в театре играла роль мальчика, как воспитала не одно поколение артистов. Рассказала о своих детях и о нынешней молодежи.

«БУДУ ТАТЬЯНОЙ ПЕЛЬТЦЕР»

– Алевтина Викторовна, какое у вас образование? Как выбирали профессию?

– Режиссер театра. В 1965 году окончила Челябинское культурно-просветительское училище, позже Челябинский государственный институт культуры. Еще в детстве у меня спрашивали: «Алечка, кем ты работать хочешь?» А я отвечала: «Буду Татьяной Пельтцер». Почему? Раньше в п. Красный Партизан, где жила и живу, в клубах показывали фильмы «Свадьба с приданым», «Тарзан в западне», «Чапаев». Мы с радостью бежали сообщать всему поселку о показах в бедненьком саманном помещении. И сами смотрели кинофильмы, запоминали актеров, находили кумиров. А потом все клубы порушили…

– Почему мы не видели вас в качестве режиссера местных театров?

– Меня как-то приглашали в Русский драмтеатр, еще в период руководства Николая Мацарина. Не пошла. Актеры раньше за малейшее недопонимание злились на режиссеров, грубо с ними обходились и выживали из культурного учреждения.

Да и я любила больше с молодежью работать. Жила восемь лет в Челябинске. В Магнитогорске два года работала режиссером молодежного театра (так тогда было принято после получения образования). Но мне всегда хотелось домой, в Костанай. Вышла замуж и привезла на родину мужа. По возвращении семь лет работала художественным руководителем в Доме культуры. В 1975 пришла преподавать в открывшееся в городе училище культуры. Правда, сначала там было всего три направления: народные и духовые инструменты, библиотечное дело. Посвятила преподаванию 23 года, до тех пор, пока учреждение не закрыли. А оно было одним из лучших во всей республике. У нас проводили семинары, конкурсы. Помню, поступать приезжали дети из деревень. Не зная основ, с горящими глазами: «Мы выступать хотим». У нынешних подростков такой возможности нет. Костанайцам, думаю, нужен такой институт.

– Но вы продолжили работать с детьми. Как?

– В Центре досуга Костаная организовывала городские мероприятия, праздники. В Костанайском строительном колледже была режиссером. Таких студий было мало, в отличие от желающих. Правда, на отборах многие студенты только из-за низкой успеваемости отсеивались. Еще в ЧелГУ позвали, театр моды «Жаным» создавать. Тут я и подумала, а почему не открыть театральную студию? Родилась «Галерка». Это было в 2006 году.

Занятие затянуло меня на 16 лет, за это время успела выйти на пенсию. Спектакли, постановки, конкурсы… За все это спасибо бывшему директору университета Раисе Тюлегеновой.

– А сменить вид деятельности не хотели?

– Мне было страшно даже представить, что я могла уйти из этой сферы.

МОЛОДО – ЗЕЛЕНО, ПОГУЛЯТЬ ВЕЛЕНО

– Вспомните себя в молодые годы. Какая вы?

– Я была прямой, не боялась высказываться, даже начальству открыто все говорила. Представляете, могла дойти до первого секретаря райкома партии. Все говорили: «Что ты делаешь?» А я такая! Своему делу отдавалась полностью. В студенчестве доводилось встречаться с известными актерами и поэтами, например, с Евтушенко, Высоцким, Тарковским… Малоизвестные на тот момент, они давали нам советы, выслушивали от людей критику. В студенческие годы я была таким «мальчишкой»: короткая стрижка, не особо фигуристая. Режиссер и пригласил этого «мальчика» стать актером, но даже то, что я оказалась девочкой, его не смутило. Вот так и исполняла роли травести. Но все-таки актрисой я быть не хотела.

– Если встретить вас на творческом вечере, можно заметить, что в кругу молодежи вы своя, будто на одной волне с ними. Должно быть, многое об этом знаете.

– Время идет – все меняется. Сейчас подростки стремятся к самостоятельности. У них, как раньше у нас, авторитетов, к которым прислушиваются, нет. Критику не любят. На репетиции говоришь: «Вот тут иначе нужно». А в ответ с обидой: «Я вообще-то в конкурсе участвовала. Книгу читала». Но до безумия у нас красивые парни и девушки. Всех национальностей. Их упрямство, с одной стороны, – хорошо: отстаивают свою точку зрения, показывают свое видение спектакля.

– Как вы определяете, насколько талантлив ребенок?

– Внутренне ощущаю. Могла в фойе университета среди толпы гулять, гляжу: хороший кандидат для сцены! А он и впрямь здорово играет. Талант надо сохранять и раскрывать. А для этого трудиться, заниматься тем делом, которое любишь.

– А знать поэтов и писателей обязательно?

– Прививать любовь к литературе должны в школе. Своих студентов всегда учила: если ставим отрывок из произведения, по-хорошему надо прочесть его полностью, с творчеством автора познакомиться. Чтобы не получилось так, как было однажды. Я: «Знаете, кто такой Пугачев?» А мне: «Наверное, отец Аллы Пугачевой». А один раз с ребятами костюмы мастерим для выступления, и я вспоминаю строки из Пушкина: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье…» И слышу: «Ну вы даете! Быстро стихи сочинили!» Для того я и преподаватель, чтобы помочь студентам расширить кругозор.

КАЖДОМУ – ОТ СЕБЯ

– Как сложилась жизнь ваших выпускников? Чувствуете ли участие в их судьбе?

– Конечно! В Русском драмтеатре, кукольном театре работают, создают свои театральные студии. А если не связали свою жизнь с искусством, то делятся теплыми воспоминаниями с наших занятий. Толепбергена Байсакалова знаете? Актер казахстанского кино. Наш земляк. Я его учила. А история была такова: еще мальчишкой он приехал поступать в культпросвет. Хороший голос, сам интересный. В списках на поступление нет: сочинение завалил. Начался учебный год, одного парня забирают в армию. Нужно срочно восполнять группу. Преподаватели предлагают взять тех, у кого баллов больше, девчонок. Я говорю: «Парней надо. Девочек всегда много. И на баллы смотреть не стоит, нужны талант и желание». Вызвали Толепбергена. Он сразу стал звездой. Только кинет один взгляд, уже все смеются. Многие концерты на нем держались.

– Чему старались научить ребят из театральной студии «Галерка» в ЧелГУ?

– Главное, я никогда не агитировала их становиться актерами. Даже ругала тех, кто, недоучившись, хотел бросить свою профессию и уехать в театральный институт. «Работайте!» – говорила. Артистом быть не значит выучиться, это полностью поменять стиль жизни. Это тяжело. Я строгий режиссер, требовательный. Но и результаты мы показывали хорошие. На конкурсах среди городов России неоднократно брали золото.

– Воспитание студентов имеет общее с воспитанием собственных детей?

– Конечно, есть. Хочешь научить только положительному. Но и различия имеются. С учениками проще. Родные дети не станут заглядывать тебе в рот, а студенты тебе доверяют.

ЛАПОЧКИ-ДОЧКИ…

– Вы театрал. А ваши дети?

– У меня три дочери, я их оберегала от этого дела. Родителям, в принципе, не надо делать выбор за детей, куда поступать и так далее. Все, что надо, проявится в них само. Старшая, хоть и в детском саду работает, устраивает с детьми спектакли, открытые уроки с театрализованными представлениями. Еще одна дочь – врач, другая – дизайнер. А вот внучки – их у меня три – все связаны с этим искусством. У одной из них скоро в студии будет показ, я вожу ее к моему воспитаннику. А внук спортсмен.

– Телефоны, ТикТок, Интернет… Как к этому относитесь?

– Все это, конечно, интересно. Но если все будут безвылазно в смартфонах, мы потеряем поколение. Когда внуки у меня, гаджеты они сдают. Если он им необходим, видео снять или еще чего, выдаю. Потом снова забираю. Когда люди только в телефонах, они бездействуют. А это, в свою очередь, закрепощает их.

– Как бороться с этой вредной привычкой?

– Надо заниматься чем-то другим. На секции отправлять. Были бы у нас народные театры… чтобы там могли заниматься не только студенты одного учреждения. С маленького возраста надо разговаривать с детьми, проводить с ними время.

КАБЫ Я БЫЛА ЦАРИЦЕЙ…

– В Казахстане появляется большое количество государственных программ в сфере культуры. Знакомы вы с ними?

– Знаю, что конкурсы объявляют. Но бывают неточности. Было дело, отправили положение конкурса: сделать спектакль, посвященный творчеству А. Байтурсынова. А ведь после ареста его произведений почти не осталось. Но мы подготовились. А нам: «Кроме вас никто не подал заявку». Или, например, недавно был конкурс в ГШДТ театральных школьных театров. Почти все школы города участвовали. Я была в жюри, хотела бесплатно опытом поделиться, нужно было только встречу организовать до состязания. Но нет… Дети играют, как чувствуют, они хорошие, непосредственные.

Все же надо их знакомить с актерским мастерством.

– Погрузимся в предлагаемые обстоятельства. Вы стали депутатом. Какие предложение внесете в культурную сферу города?

– Раньше в каждом районе был народный театр с режиссерами, помрежами, костюмами. И мы не являлись исключением. Актер Байсакалов рассказал, объездили все области страны, везде есть молодежные театры. А у нас? Непременно бы организовала его открытие. Театры при школах, университетах – хорошо, но ведь не успевают прийти новые лица, уже приходится с ними прощаться. Восстановила бы кульпросвет училище… В КРУ появилась специальность театральная, но корочка актуальна только на местном уровне. А хотелось бы, чтобы даже за пределами. Ведь без официального документа тебя не примут на работу в ансамбль, даже с прекрасным голосом и чутким слухом. Будет диплом, пусть и петь не умеешь, примут. А у Станиславского, Мейерхольда, Шаляпина какое образование? Ребята теряются, забрасывают любимое дело. Надо принимать, пока есть желание, а потом направлять на учебу. В каждой школе бы сделала театральную студию со специалистом во главе.

– Человек, который любит искусство, – это…

– Интеллектуал, раскованный, общительный человек. Из любой ситуации найдет выход, так как играет сложные ситуации в пьесах, разрешает их. Творческий человек впечатлительный, восприимчив ко всему, что происходит в мире. Мне тоже порой тяжело все пропускать через себя. В такие моменты не стоит надумывать, кого-то обвинять. Без тягот жизни не было бы того самого нашего любимого актерского мастерства, игры и спектаклей, которые и отражают жизнь. Нужны конфликты, которые разрешаются, на которых зритель учится. «Мы идем в театр не за текстом, а за подтекстом», – говорил Станиславский.

– Алевтина Викторовна, кем вы в первую очередь себя считаете? Горды называться этим словом и почему?

– Я культработник. Горда. Культура всеобъемлюща: культура жизни, питания и т. д. Каждый в своей области должен быть культработником, нести культуру в общество. Я несу ее детям.

– Ваше дело для вас – это…

– … жизнь!

Яна ГАРЬКУША,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77