Костанай и костанайцы

Бросили на амбразуру

В Костанае охранники одного из заведений напали на членов мониторинговой группы

Вопиющий случай произошел в ночь с 29 на 30 января в караоке-баре Jon Snow. Это заведение числится среди самых злостных нарушителей режима карантина. Когда туда в очередной раз нагрянули проверяющие, охранники караоке-бара церемониться не стали. Полиция войти внутрь не успела, проскочили только трое – журналистка ИА «ТоболИнфо» и две сотрудницы акимата, которых, собственно, чуть позже охранники заведения вышвырнули на улицу.

Этот случай как лакмусовая бумага показал несколько глобальных для нашей области, да и в целом для Казахстана, проблем: общество не видит в государстве авторитет, не доверяет ему и не желает подчиняться принятым законам. Второе – все устали от карантина и хотят вернуться к прежней жизни. Третье – для достижения своей цели все средства хороши. В ход идет даже физическая сила.

Озверели?

В ночь на 30 января члены мониторинговой группы подъехали к караоке-бару Jon Snow. Напомним, что сейчас объекты общественного питания могут принимать посетителей только по будням и только до 20:00.

В это заведение проверяющим ещё ни разу не удалось попасть. Но тут выпал случай: у закрытых железных дверей стояли девушки, видимо, ждали, пока их запустят внутрь.

Когда вышел охранник и начал впускать посетителей (а время было после 22:00), вместе с ними успели в буквальном смысле прошмыгнуть сотрудники акимата Костаная Асем Ещанова и Илона Тимошенко, а также журналист ИА «ТоболИнфо» Александра Сергазинова. Потом двери сразу же захлопнули. Ни полиция, ни фотографы – словом, ни один мужчина в заведение пройти не успел.

– Внутри было несколько дверей. Как система препятствий против «чужих». Дальше мы пройти не успели, администратор закрыла следующую дверь, – рассказала Александра Сергазинова. – Перед нами оказались два охранника. Мы представились, но они схватили нас и грубо стали выводить через заднюю дверь. У меня еще выхватили телефон.

Александра рассказывает, что они втроем кричали, потому что, во-первых, никто не ожидал таких действий, и было банально страшно. Во-вторых, охранники не стеснялись причинять боль незваным гостям.

– Меня схватили за руки, правая у меня как раз больная, я ее поднять не могу нормально. Недавно получала уколы, – объяснила Сергазинова. – Я сильно кричала, но не потому, что я симулировала или мне что-то сломали, а просто от боли. Нас вытащили на железную лестницу и волокли по ней. У меня между ступенями застряла нога, но меня продолжали тянуть дальше. Как оказалось, нас троих выкинули на втором этаже. Асем первая оказалась на улице, поэтому успела заснять, как меня, скрюченную от боли, буквально выпнули за дверь, потом подвинули дверями и закрылись. Нам не дали уйти своим ходом, они обошлись с нами как с животными, в конце добавив: «Спустить на них собак».

В это время на крики прибежали сотрудники полиции, которые все это время пытались попасть внутрь и обошли здание со всех сторон.

Илона Тимошенко и Асем Ещанова пострадали не сильно, а вот Александре Сергазиновой понадобилась скорая помощь, потому что ей повредили руку. Итог – вывих плечевого сустава.

Полиции пришлось вызвать спасателей, чтобы те вскрыли двери заведения. В результате выяснилось, что внутри находилось более 60 человек (!). Среди них была и несовершеннолетняя. На всех нарушителей оформили штрафы.

На двух 23-летних охранников, которые применили грубую физическую силу к представителям мониторинговой группы, завели уголовное дело по ст. 252 УК РК «Превышение полномочий служащими частных охранных служб». Кроме того, Александра Сергазинова написала заявление по факту грабежа сотового телефона. Устройство через некоторое время вынесли на лестничную площадку и оставили около входа в Jon Snow.

Вы – стукачи!

Именно так теперь отзывается общественность о членах мониторинговой группы и журналистах, которые просто выполняют свою работу. На прошлой неделе волна негатива вылилась на наших коллег из ИА «ТоболИнфо» за освещение нарушений карантина в ресторане Fessla. Заведение также работало после 20:00. На них оформили протокол.

Позже в социальных сетях владельцы ресторана обвинили мониторинговую группу в том, что те «крышуют» одни объекты и постоянно проверяют другие, добиваясь штрафов.

– Мы считаем, что таким образом просто ведется прессинг на честный бизнес, а крышуемые рестораны «Медео», «Тумар», «Тобол» проплачивают весь этот выездной бандитизм, – написал официальный аккаунт Fessla в Instagram.

После этого журналисты предложили мониторинговой группе проверить именно эти объекты. Выезд на место показал: да, заведения точно так же нарушают карантин.

29 января на третьем этаже «Тумара» гуляли гости. Двери проверяющим никто не открыл, пришлось смотреть через окно с помощью дрона. Было видно, что гости поют в караоке, а рядом стоят богато накрытые столы.

В «Медео» в тот вечер было тихо, а вот в «Тоболе» играла музыка. Член мониторинговой группы Мадина Турарова заранее забронировала номер в гостинице, однако в назначенный вечер ее в здание не пустили, признавшись: «Где-то здесь ходят проверяющие, подождите».

Гостиницам, к слову, работать не запрещено. Однако в «Тоболе» проход к номерам сопряжен с входом в ресторан. Администраторы боялись, что их могут раскрыть.

Поскольку ни в «Тумар», ни в «Тобол» представители мониторинговой группы зайти не смогли, протокол на них, по закону, оформить нельзя: обязательно нужен опросный лист нарушителей.

С начала карантинных ограничений ресторан «Тобол» уже оштрафовали дважды, «Тумар» – один раз. «Медео» в список нарушителей пока не попал.

Кто вы такие?

Сегодня мы столкнулись с тем, что люди сравнивают мониторинговые группы чуть ли не с нацистами, которые «сдают» своих же. Страшное сравнение и глубоко несправедливое, учитывая, что запреты вводятся только по одной причине – необходимости рассоединить людей, чтобы они не заражали друг друга COVID-19. Ведь если все разом заболеют, кто будет лечить? Медицина от огромного наплыва пациентов захлебнется.

Общество до сих пор не понимает, для чего нужны мониторинговые группы, и считает их работу бесполезной и незаконной. Тем временем проверяющие ходят в рейды с начала введения карантина, то есть с апреля 2020 года. Их деятельность регламентирована протоколом Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции на территории РК от 7 декабря 2020 года. То есть является законной!

«В состав групп входят представители акимата, полиции, общественность и волонтеры, а также другие заинтересованные лица. Общественность и волонтеры осуществляют фиксацию нарушений карантинного режима и оказывают помощь в сборе необходимых доказательств, также сообщают о нарушениях карантинных мер», – именно так сказано в протоколе.

Члены мониторинговых групп проводят рейды, чтобы контролировать, как соблюдаются ограничительные и профилактические меры, предписанные постановлением главного санврача. К ним относятся: ограничение режима работы, запрет на проведение массовых мероприятий, соблюдение масочного режима. Именно на эти пункты и обращают внимание проверяющие. При этом многих просто предупреждают без оформления протокола. Потому что здесь главное не штраф, а результат.

К тому же для составления рапорта в СЭС (именно эта структура принимает решение о передаче дела в суд) требуется собрать список документов: пояснение правонарушителя, а также фото- и видеодоказательства. Если этого нет, то наказания не последует.

К сожалению, люди считают данные ограничения глупыми, несмотря на то, что они вводятся по всему миру. Главный аргумент противников: «Рестораны работают только до 20:00. А что, вирус только до этого времени ходит?» Логика здесь проста: объектам нужно выживать, поэтому для них установили часы работы. По вечерам, как правило, кафе посещает большее количество людей. А это в условиях пандемии небезопасно. Именно поэтому вечером людей призывают находиться дома.

P.S. Случай в караоке-баре Jon Snow показал, что нарушители не доверяют государству. А власть, в свою очередь, очень лояльно относится к тем, кто закрывает глаза на закон.
– Так получилось, что полиция действует у нас мягко, и видя, что нас заперли, ничего не сделала. Даже когда приехали спасатели ломать двери, долгое время никто не мог дать команду начать взлом. Боялись брать на себя ответственность, – рассказывает Александра Сергазинова. – Зато на амбразуру бросили двух женщин, которые уже не в первый раз участвуют в рейдах. Я в этот раз оказалась здесь случайно, поэтому это коснулось и меня. Почему ни СОБР, ни акимы – мужчины, не ходят на рейды? Видя нас, нарушители проявляют силу, чувствуя безнаказанность.

Татьяна НАЗАРУК
Фото Нуржана СМАИЛОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77