Образование

Чему учат осужденных в вечерней школе №2, которая располагается в колонии

В учреждении колонии УК-161/1 Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК обучаются осужденные, у которых на данный момент жизни нет среднего образования

Контингент 9,10 и 11-х классов составляют мужчины от 18 до 30 лет, которые в обязательном порядке должны получить образование в связи с законом РК.

Но на самом деле уроки в вечерней школе в большинстве своем посещают люди, которым давно перевалило за 30. Как пояснили сами заключенные, многие давно окончили школу, но приходят на занятия, чтобы отвлечься от всего, что происходит с ними вне уроков.

– Представьте, что будет с мышцами человека, если он очень долго не будет ходить. Они просто атрофируются. Также и с мозгом. Изо дня в день мы выполняем одни и те же действия и будто бы проживаем день сурка. Но когда садимся за парты, то забываем о том, что сидим по каким-то статьям. Позитивная энергия учителей передается нам. Они не смотрят на нас как на осужденных, мы для них такие же ученики, как и в обычных школах. Именно поэтому я в свои 54 года учусь здесь по собственному желанию, – поделился Нурлан Бекенов.

В словах заключенного есть зерно правды. Еще на подходе к колонии сразу начинаешь чувствовать себя не в своей тарелке. Так как школа находится на противоположном конце учреждения, нам пришлось пройти несколько пропускных пунктов. Это сопровождалось бесконечным лязгом металлических дверей, решеток и замков. Казалось будто даже небо здесь какое-то тяжелое, а воздух в палящий полдень холодный. Но когда нас провели на территорию школы, настроение поменялось. Школьные парты, класс информатики, стенды с полезной для учащихся информацией, библиотека, качественный ремонт помогли забыть, что мы находимся в колонии.

– Я часто хожу в эту библиотеку. До того как попасть сюда, не читал совсем. Работа, дом – совсем не было времени. А теперь, к счастью или к сожалению, у меня его достаточно. Считаю это время подарком судьбы для саморазвития. Я, например, начал рисовать, когда сюда попал, – рассказал нам Никита Лебедев (фамилия изменена). – Сейчас занимаюсь изучением английского, который впоследствии пригодится мне в работе. Школа на территории колонии создана не только для того, чтобы соблюдать закон об обязательном образовании, здесь люди действительно меняются.

Программа обучения ничем не отличается от привычной школьной: те же предметы, уроки по 45 минут, в конце года экзамены.
Каким обывателю видится человек, находящийся по ту сторону решетки? Помятый жизнью, с потухшим взглядом, объясняющийся на соответственном жаргоне… Наши собеседники – учащиеся вечерней школы №2 опровергли все эти представления. С корреспондентами «НК» общались очень умные и начитанные люди, которые в своей речи даже цитировали великих казахских ученых и писателей.

Во время нашего визита в колонию проходило мероприятие, как было сказано, направленное на развитие у учащихся морально-нравственных ценностей. Осужденным показывали фильм, в котором группа преступников пыталась напасть на школьного учителя. Во время просмотра преподаватель проронил фразу, развеселившую всех присутствующих и растопившую лед недоверия между учителем и учениками.

– Разве это правильно? Как говорится, есть такое понятие – «не по понятиям», – пошутил преподаватель.

По мнению завуча вечерней школы №2 Елены Курмангалиевой, на учебу приходят, конечно, очень разные люди. Есть те, кто отвечает стереотипам, но некоторые поражают не только своими знаниями, но и рвением к исправлению.

– Люди, которые сюда попадают, выходят совершенно другими. У нас есть русский парень, который принял ислам и совершает пятикратный намаз. Но сказать, что работать с осужденными легко, нельзя. Вы же понимаете, что это учреждение максимальной безопасности. Здесь люди не сидят по полгода, а отбывают очень большие сроки за серьезные преступления. Представьте, человек окончил 9 классов десять, а то и двадцать лет назад, и сейчас его снова садят за парту. Плюс новая система образования, которую наши ученики усваивают очень трудно, – поделилась Курмангалиева. – И если опять же говорить о сроках, то многим ученикам явно не до учебы. У них стресс, поломана психика, и нам приходится ее восстанавливать, как пазл. Их ведь не выгонишь из школы за плохое поведение, двоек в журнале они не боятся. Поэтому с нашими учениками приходится только договариваться, искать подход, заинтересовывать. В большинстве своем наша цель не столько дать осужденным знания, а помочь им поддерживать психику, чтобы в будущем они могли социализироваться.

Кроме того, по словам завуча, одной из главных проблем является отсутствие технического оснащения. С помощью компьютера или интернета можно было завлечь заключенных какими-либо интересными материалами, но подобная техника на территории колонии запрещена. Компьютеры есть только в классе информатики, и то очень старые.

Из нового здесь только ученики, которые прибывают регулярно. По словам педагогического коллектива, с новичками работать сложнее всего. Связано это с тем, что они долго не могут смириться с тем, в каком месте оказались, и всем своим видом пытаются показать протест. Но, как говорят учителя, со временем втягиваются и начинают чувствовать себя как дома. Большую роль в адаптации и приобщении к учебному процессу играют проводимые администрацией совместно с преподавателями и осужденными праздничные мероприятия. Ведь песни и танцы – верный способ спасти человеческую психику и дать отвлечься от негатива.

– Мы отмечаем все календарные праздники нашего государства. В честь каждой даты наши ученики готовят небольшую концертную программу. Это дает возможность заключенным почувствовать себя обычными людьми, отойти от забот и показать свои скрытые таланты, – рассказывает завуч. – Вместе ребята дружно работают над разработкой номеров, и никто не над кем не глумится. Кроме того, у нас здесь часто проводятся спортивные соревнования. На улице есть футбольная и волейбольные площадки, организуются первенства по шахматам и шашкам. Между прочим, среди наших учеников всегда сильная конкуренция. В общем, жизнь здесь течет своим чередом. Заключенные читают, учатся, работают, проводят досуговые мероприятия. Все то же самое, только за стеной, обнесенной колючей проволокой.

По словам Елены Курмангалиевой, с момента основания в колонии учреждения образования педагогический состав практически не менялся. Как говорят учителя, текучки кадров у них нет. На данный момент трудятся 9 учителей и директор. Каждый из работников вечерней школы провел здесь буквально большую часть своей жизни.

– На этом месте я работаю уже более 35 лет. Часто встречаю на воле своих учеников. Они подходят ко мне и рассказывают о своих достижениях в жизни. Очень приятно осознавать, что зерно, которое ты посеял в своем ученике, проросло и те годы, которые ты на него потратил, не прошли даром, – поделился преподаватель информатики Сергей Ерисковский. – Работать здесь, конечно же, непросто. Бывает, что к нам приходят устраиваться молодые преподаватели и сразу же уходят, не проработав ни дня. А если же человек здесь все-таки остался, то вряд ли он отсюда уже уйдет. Так уж у нас сложилось. Может быть, дружный коллектив влияет, может, еще что-то. Но сказать, что привыкаешь к этой работе, точно нельзя. Конечно, за годы своей трудовой деятельности я уже перестал видеть в этих людях преступников, которые принесли кому-то горе, но так и не могу избавиться от чувства какого-то внутреннего дискомфорта. Мне через год на пенсию, а я все равно каждый день иду на работу с каким-то внутренним волнением. Вы, наверное, заметили, что тут учителя практически одни женщины. Стоит отдать им должное. У них действительно сильная психика. Наверное, каждый из нас решился на эту работу в 90-е, когда за каждую возможность люди буквально хватались. Но почему никто из нас не решается уйти сейчас, сказать не могу. Наверное, это место стало для нас чем-то большим, чем работа.

Как заметил наш собеседник, большинство преподавательского коллектива – это женщины. Администрация колонии не оставляет это без внимания. Все то время, пока работники находятся на территории вечерней школы, к ним приставлена охрана. Выход на обед, пересменка, все это тщательно контролируется. Несмотря на доверительные отношения между учителями и учениками, не опасаться за свою безопасность на территории колонии невозможно. Тем не менее многие женщины, работающие в вечерней школе, не только не увольняются с работы, но и возвращаются.

– Одна из наших сотрудниц, Алла Ивановна, недавно вернулась в наши ряды. Значит, человеку действительно здесь нравится. Я очень рада этому. Мы здесь все друг друга поддерживаем, – поделилась Елена Курмангалиева.

Сергей ЗАИКА,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77