В этом случае речь не просто об устаревшем оборудовании, для ремонта которого все сложнее искать запчасти, говорить стоит о цене безопасности.
Казахстан в рамках соглашений ЕАЭС взял на себя обязательства заменить старые лифты до 2025 года включительно. Это было в 2011-м, когда утверждали регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». Вопрос не об автоматической 100% замене. Только, которым более 25 лет. Допускается увеличение срока эксплуатации, но после обследования и признания оборудования работоспособным.
В Костанае, по данным акимата города, замене подлежат около 100 лифтов из 445. Они выработали свой срок эксплуатации.
ДВА ГОДА ПОДГОТОВКИ
В доме по адресу: улица Аль-Фараби, 101 на перекрестке с улицей Чехова лифты не работали два года. Обслуживающая организация вывела оборудование из эксплуатации вследствие высокого износа и риска ЧП.
– Уже не было возможности его эксплуатировать. Была совокупность проблем, включая сложности с поиском запчастей, коррозию и усталость металла. Мы продлевали срок службы, но дальше этого делать было нельзя. До сих пор переживаю, что мы оставили людей без лифтов на два года. Но ни я, ни мои сотрудники не хотели брать на себя ответственность за возможные ЧП на оборудовании, которое уже давно отслужило свое, – поделилась глава организации, обслуживающей лифты, президент ОЮЛ «Координационный союз ПКСК и КСК» Татьяна Земляная.
Сегодня в доме на Аль-Фараби вопрос уже решен. Лифт поменяли еще летом 2024 года, когда заработало ТОО «ЖКХ ремонт». Люди оформили льготный, по сути беспроцентный займ на 15 лет. С квартиры выходит в среднем 3000 тенге в месяц в зависимости от квадратуры.
– Против установки нового лифта особо никто не выступал. Плохо, что за собственный счет пришлось все это делать. Но даже на таких условиях все ждали, когда можно будет оформить займ. За два года хапнули горя. Сама я на лифте не езжу, но за людей рада, – поделилась жительница дома Светлана Харенко.
Соседи соглашаются, говорят, что в доме немало стариков живут на верхних этажах, а значит, они все это время с трудом преодолевали ступени на пути домой. «А вы попробуйте два года на девятый этаж пешком», – с возмущением в голосе отвечают жильцы на вопрос о новом лифте.
Когда в 2024 году стало известно, что кредитование вот-вот откроют, с помощью своего ОСИ люди оформили все необходимые документы. Лифты заменили буквально за месяц. А сдав старые на металлолом, купили и установили камеры видеонаблюдения в качестве борьбы с вандалами.
ПЛАТИТЬ НЕ БУДУ
Сегодня особо остро стоит вопрос по замене лифтов еще в одной девятиэтажке в центре Костаная – на проспекте Абая, 164. Дом напротив ЦУМа. Именно здесь до сих пор работает самый старый в Костанае лифт. Ему 42 года. Однако договариваются между собой жильцы с большим трудом. Те, чьи квартиры на первых, вторых и даже третьих этажах, против затрат. Ведь, например, замена одного лифта в доме по Аль-Фараби, 101 обошлась в 18 млн тенге.
Что смущает владельцев квартир, которые не согласны платить за замену лифтов? Во-первых, стоимость. Ценник разный. Можно купить лифт и за 11 млн тенге. Но в отдельных случаях часть жильцов хочет получить не обновленную коробку на веревочке, а более современный способ подъема на этаж и более быстрый в сравнении со старым лифтом. Это удовольствие стоит денег.
На рынке по большому счету только белорусские лифты могилевского завода и китайские FUJISJ Elevator. Гарантия на оборудование в среднем три года, но есть модели, на которые гарантия действует лишь год. И это тоже смущает горожан.
Плюсы и минусы каждого отдельно взятого бренда озвучивать не будем. Скажем лишь то, что их объединяет: электроника.
Современные машины требуют стабильного энергоснабжения и могут доставить несколько неприятных минут в случае скачков напряжения. Случаи остановки из-за отключений электроэнергии были, признают в ОСИ, а также сбои в работе плат из-за скачков.
Сервисные компании, а их в городе несколько, обычно приезжают довольно быстро. Вот только за такой сервис тоже надо платить всему дому.
– Обслуживающие организации берут плату не за каждый этаж, а за весь комплекс оборудования. У нас затраты на обслуживание лифтов сидят в тарифе, и некоторые люди требуют не брать плату за эти расходы. Но это такое же общедомовое имущество, как подъезд, кровля или подвал, – отметила председатель ОСИ Альбина Мухамедьярова.
Стоимость обслуживания каждого отдельно взятого лифта от 18 до 30 тыс. тенге. Все зависит от сервисной компании, размера и состояния лифта. И эту сумму платить надо не с дома, а именно с подъезда.
И это тот момент, о котором забывают многие жители новостроек. Для них становится неожиданностью траты на обслуживание лифтов, систем пожаротушения, видеонаблюдения и других электронных систем.
Даже застройщики открыто признают, что передать новоселам дом необходимо со всей документацией, а для этого нужно иметь ОСИ. И люди откровенно отказываются принимать имущество под свою опеку.
ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД
В Костанае сегодня около 10 многоэтажек, которые обслуживает компания под руководством Татьяны Земляной, приняли решение сделать лифты платными. Здесь вносят не ежемесячные взносы, а платят за каждую отдельно взятую поездку. По 20 тенге. У людей есть карточки, которые они пополняют.
Один из таких домов по улице Баймагамбетова, 162, что стоит на углу с Аль-Фараби. Здесь жильцы приняли решение установить систему платного пользования лифтом. Но Татьяна Земляная говорит, что если 10 лет назад таких многоэтажек в городе было несколько десятков, то сегодня в разы меньше. Людям стало проще платить за обслуживание в рамках тарифа ОСИ или КСП. В отдельных случаях это целевые сборы, когда владельцы одних квартир готовы помогать нести бремя тем, у кого реально нет лишней копейки. Однако система работает в режиме саморегуляции.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Некоторые костанайцы и вовсе считают, что менять лифты государство должно за собственный счет. «Так было бы по-хозяйски», – говорят сторонники этой позиции. Ведь фасады и кровлю в рамках придания единого архитектурного стиля бюджет оплачивает. Специалисты же говорят о том, что лифты – это имущество жильцов, а не государства. Да и с улицы их не видно.
Однако идея обречена на провал еще и потому, что такие траты бюджет города не потянет. Сегодня лифты грузоподьемностью 320 или 400 килограммов стоят в районе 15-18 млн тенге. Но в новых домах устанавливают совсем другое оборудование, грузоподъемностью уже 630 килограммов и даже тонники. Замена такой системы будет намного дороже.
Разговаривая с председателями ОСИ, жильцами многоэтажек сделала один простой вывод. Во многом скорость принятия решений, эффективность работы по управлению общедомовым имуществом зависят от председателя ОСИ.
– В этом доме сейчас вообще мало долгов. Зимой оплатил должник, который вообще никогда не платил. Но он увидел результат. Первые сдвиги после первых ремонтов заметили, а как кровлю отремонтировали и лифты заменили, то проблема долгов практически снята, – поделилась Альбина Мухамедьярова, рассказывая об одном из своих домов.
Значительную часть рабочего времени пока занимает не основная работа по обслуживанию дома, а разговоры с жильцами о том, на что они могут реально рассчитывать в рамках тарифа ОСИ, а на что надо будет делать целевые сборы.
Татьяна ШЕСТАКОВА,
фото автора
и Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77