Костанай и костанайцы

Читайте больше источников

Костанайский ученый о полезном кино, переписывании истории и новых методах изучения прошлого

Оказывается, чтобы понять эпоху, необязательно корпеть над толстыми томами, просто посмотрите… фильм! А если серьезно, почувствовать атмосферу времени можно из разных проявлений человеческой мысли. Об этом и не только наш разговор с преподавателем КРУ, историком Ерденом Ибраевым.

– Ерден Ерназарович, насколько нам известно, учитель – это семейная традиция, кто же основатель вашей династии?

– Я родился в поселке Владимировка. Отец тоже был учителем истории, он окончил Костанайский пединститут имени 50-летия СССР. А дедушка у меня учитель географии, так что, можно сказать, я преподаватель в третьем поколении. Сын, кстати, тоже в последнее время начал интересоваться моей работой. С детства я увлекался историей, но, честно говоря, это не было основным хобби. Меня всегда тянуло к палеонтологии. Но все же быстро понял, что слишком романтизирую эту профессию. Скелеты динозавров найти удастся вряд ли, а вот рутинной работы там хватает. Так как мои родители учились на историческом факультете, я часто слышал фамилии таких именитых ученых, как Духин, Терновой, Легкий, поэтому после школы расценивал исторический факультет КГУ (ныне КРУ) имени А. Байтурсынова как свою будущую альма-матер.

– В Костанайский региональный университет вы пришли в 2011 году, но ваш профессиональный стаж составляет 20 лет. Скажите, в каких направлениях успели себя попробовать?

– После окончания университета два года работал в школе, потом в колледже, в Казахстанско-Российском университете, успел поработать в музее. Но своим любимым местом деятельности считаю наш КРУ.

– Если проследить за вашей жизнью в соцсетях, несложно понять, что вы очень разносторонний человек. Расскажите о своих увлечениях.

– Я фанат футбольного клуба ЦСКА. Еще кино, музыка, книги. По теме кино, например, защитил диссертацию. Так уж вышло, что смог совместить свое хобби и профессию. Основная суть – вывести новую методику работы с визуальными источниками, которая позволит взглянуть на историю через призму кинематографа. Разрабатывал свою научную тему на базе российского вуза под руководством доктора исторических наук Грудзинского Владимира Викторовича. Скажу, что в России, что в Казахстане есть такая проблема – многие привыкли к старой системе постижения истории через архивные документы, забывая о большом количестве других источников, в которых также запечатлено время, человеческая мысль, идея и т.д. Я говорю сколько не о кино и художественной литературе, а в целом о спектре нарративных источников, что дают проследить эволюцию развития как общества, так и его воззрений. Конечно, по сюжету художественного источника нельзя проследить ход и направление исторического события, ведь это в первую очередь его интерпретация, зачастую сугубо авторская, или с печатью идеологии. Но тем не менее кинофильм, например, может подсказать, какие идеи и настроения витали в обществе в момент создания произведения, что повлияло на содержание, и, наоборот, как фильм мог изменить общественное мнение. Это если говорить кратко, а в целом сегодня междисциплинарность научных исследований заслуженно занимает почетное место в гуманитарных науках.

– Используете такую методику изучения истории при обучении студентов?

– Нужно понять, что нельзя каждый день смотреть только кино, но тем не менее иногда я стараюсь разнообразить занятия. И это воспринимается моими студентами на ура. Я прошу своих студентов писать рецензии на фильмы, главное, чтобы они были с историческим уклоном, ибо можно уйти в киноведение. А это уже отдельная профессия. Также мои студенты по окончании изучения какого-либо периода пишут краткий художественный рассказ. Например, это может быть история одного крестоносца или рассказ о рыцарском подвиге, но чтобы в этом рассказе обязательно присутствовали исторические факты. Так я понимаю, насколько ребята прониклись тем или иным периодом в истории.

– Как большой эксперт кино и истории, не могли бы посоветовать нашим читателям несколько фильмов, где можно совместить изучение науки с приятным занятием?

– Первым в этом списке будет британский фильм 1962 года «Лоуренс Аравийский». Помимо прекрасного приключенческого сюжета и актерской игры, в киноленте очень отчетливо внушают зрителю, что Британская империя несла народам не только колониализм, разорение местной экономики, упадок автохтонной культуры, но и весьма положительные вещи – образование, институты выборной власти, гендерное равенство. При этом фильм был снят уже после распада империи! Когда в Англии прочно закрепилась мысль, что их имперское прошлое носило постыдный характер.

Очень интересен американский фильм под названием «Фаренгейт 911». Сюжет рассказывает о событиях 11 сентября, беспристрастно, с помощью документальных кадров. Этот фильм дает истинную картину того, как американское общество, в том числе и тогдашний президент, испытав крупнейшую в истории террористическую атаку, пребывало в полной растерянности, государство судорожно ухватилось за своих союзников, ожидая помощи. А потом, словно стыдясь за свой страх, объявляет войну всем, кто так или иначе мог быть заподозрен в связях с террористами.

– Сейчас одной из больших проблем является переписывание истории в угоду политическим стандартам, что вы можете сказать по этому поводу?

– История – это все-таки гуманитарная наука. И в первую очередь – это наука об обществе – именно поэтому ею вертят, угождая определенной идеологии того или иного времени. Поэтому нужно читать больше источников. И дело не в их количестве, а в разнообразии происхождения и политического окраса. Если дело касается новостей, то нужно стараться получить информацию из независимых источников, читать зарубежную прессу, сравнивать и проводить свой личный анализ. Чем больше источников по одной теме вы изучаете, тем ближе к истине оказываетесь. Как говорится, страшен не тот человек, который не прочитал ни одну книгу, а страшен тот, кто прочитал лишь одну.

– Вы преподаете в вузе, пишите книги, занимаетесь наукой, есть хобби… Как удается это совмещать и при этом быть отличным семьянином?

– Я стараюсь не загонять себя в какие-то временные рамки. Над некоторыми своими научными работами тружусь достаточно продолжительное время. После защиты ученой степени кандидата исторических наук, а в последующем и получения степени доктора философии (PhD), у меня больше не было какого-то лимита времени. Могу исследовать те или иные темы спокойно, в своё удовольствие. Для меня действительно важно сделать качественно, пусть это и займет много времени. После защиты своей диссертации написал две книги. Первая – «25 кадр Британской империи». Тем самым в названии я обыграл то, что в книге раскрываются факты и обстоятельства невидимые обычному взору. Вторая книга вышла в 2018-м и посвящена казахстанскому кино. И знаете, казахские фильмы советского периода чуть ли не единственные, которые имели свой национальный колорит в то время. Допустим, знаменитый фильм «Меня зовут Кожа».

– Какие самые актуальные проблемы изучения исторической науки сейчас есть на ваш взгляд?

– Сейчас существует одна большая проблема в изучении исторической науки. Очень многие исторические события, факты, явления уже достаточно широко изучены. Но это скорее не проблема, а толчок к новым открытиям. Ведь можно искать и находить новые источники, приёмы, методы постижения истории, оценить событие под другим углом. Изучать революции и войны не масштабными действиями правительств и армий, а с позиции, например, рядового солдата, медсестры, тыловых работников. Это ведь тоже история людей, их судьбы, их изменение обыденности восприятия окружающего мира.
Или возвращаясь к художественным источникам. Кто мог подумать, что науку можно изучать через фильмы, литературу, живопись или музыку? Я вам больше скажу, историю можно изучать даже через спорт. В европейских странах, например, есть специалисты, которые на полном серьёзе изучают футбольные противостояния, скажем двух определенных графств и посвящают этому всю свою жизнь. А во Франции есть специалисты по истории Лувра и более того, специалисты по каждому этажу и комнате. Да, это звучит немного странно, но есть люди с квалификацией «специалист по третьей комнате второго этажа Лувра».

– Студенты о вас отзываются довольно положительно, как вам удается быть на одной волне с молодым поколением?

– Я считаю, что неплохо понимаю современную молодежь. И не только я понимаю. Сегодня все возрасты объединяет такое обстоятельство, как пользование соцсетями. Всегда стараюсь общаться со своими студентами на равных. Пытаюсь разнообразить процесс обучения интересными фишками. Люблю проводить для ребят квесты в краеведческом музее, это и отдых, и игра, и учеба в одно время. Для меня важно видеть оживленные, радостные лица студентов. Это для меня самая большая награда.

Сергей ЗАИКА,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77