Медицинские работники не являются штатными сотрудниками в учебных учреждениях среднего образования, за исключением интернатных, они относятся к системе здравоохранения области. Но кто несет ответственность за здоровье учеников в отсутствии специалиста?
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Подробно разобрать эту проблему «НК» решил после того, как в редакцию обратилась читательница.
– Мои дети учатся в ОШ №21. Младшая – со второй смены. Уже в который раз мы сталкиваемся с тем, что, когда моей дочери необходима помощь, медика на месте нет – ее рабочий день уже закончен, – сообщила жительница Костаная. – А ведь у родителей может не получиться сразу появиться в школе, чтобы забрать ребенка, и поехать с ним в больницу. Подскажите, так везде и норма ли это?
Как выяснили корреспонденты «НК», вторник и пятница – дни, когда медсестра Ажар Бекишева с 8:30 до 17:00 находится в школе №21. Стаж ее работы в учебном заведении – 17 лет. В другие дни она трудится в гимназии им. Мауленова.
Специалист рассказала, что она закреплена за поликлиникой №2 и по распределению работает в школах.
– Находиться в школе №21 в другие дни я не могу, иначе оставлю без медперсонала другое учебное учреждение, – отметила врач. – Сотрудников сейчас мало, но мы стараемся как можно больше времени посвятить работе. Например, на обед выделено полчаса, но я в школе нахожусь. В последнее время прихожу в школу № 21 и в среду на полдня, и тогда, когда нужно ставить прививки, проводить осмотры, на круглые столы и так далее. Нередко остаюсь на работе и до 19:00.
В задачи Ажар Аягановны входит оказание первой медицинской помощи.
– Но, к примеру, ибупрофен и парацетамол, которые у нас имеются, я даю только в экстренных случаях при сильной головной боли, высокой температуре и то с согласия родителей. Иначе не имею права.
Итак, что же делать, когда медсестры нет, а ребенку нужна помощь?
В школе № 21 отметили, когда рабочий день окончен, а ученику понадобилась медицинская помощь, в этом случае вызывают скорую помощь.
– Она быстро приезжает. Сразу же оповещаем и вызываем родителей. Ребенка передаем только родным, – рассказали в администрации. – Оказать первую помощь могут и классные руководители. У учителей есть доступ к медкабинету, но лекарства педагоги давать не могут, лишь воспользоваться бинтом, ватой, нашатырным спиртом, чтобы привести в сознание.
ПОЗИЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Почему же у школьных медиков именно такой график работы?
В управлении образования акимата Костанайской области отметили, что до 2017 года школьная медицина относилась к системе образования, но после начался процесс ее передачи в здравоохранение.
– В рамках реализации Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования» в январе 2017 года медработники школ включены в штатную численность поликлиник, а медпункты стали их структурными подразделениями, – пояснили в ведомстве. – В феврале того же года министр здравоохранения РК Елжан Биртанов подписал законодательные акты, в которых было отмечено: в отделениях профилактики и социально-психологической помощи амбулаторно-поликлинических организаций должны функционировать кабинеты медицинских пунктов организаций образования; должность медсестры медицинского пункта в организациях среднего образования, не относящихся к интернатным организациям, определяется из расчета 1 должность на 700 обучающихся, а в медицинских пунктах малокомплектных школ – из расчета одна должность на 100 обучающихся.
Таким образом, медики в школах перестали быть штатными единицами.
– Для оказания медицинской помощи учащимся в период обучения школа заключает договор с медицинским учреждением и выделяет медсестре отдельный кабинет, – пояснили в управлении. – Вместе с тем ответственность за создание здоровых и безопасных условий обучения, воспитания, труда и отдыха в организациях образования возложена на первых руководителей.
В случае, если ученику нужна неотложная медицинская помощь, важно вовремя вызвать скорую помощь и уведомить законных представителей ребенка.
– В статье 94 данного Кодекса отмечено, что в экстренных случаях, угрожающих жизни школьника, помощь может быть оказана без согласия законных представителей. В таких ситуациях решение об оказании помощи принимает медицинский работник, в случае, если невозможно собрать консилиум, – отметили в ведомстве.
Если ЧП произошло вне рабочего дня специалиста, оказать первую медицинскую помощь имеют право и другие лица.
– Это любое лицо, прошедшее соответствующее обучение, владеющее навыками доврачебной помощи – сотрудники организаций, учителя, воспитатели, охранники… – перечислили в управлении. – К примеру, с 11 по 29 апреля сотрудники КГП «Костанайская областная станция скорой неотложной медицинской помощи» обучали персонал и старшеклассников 135 школ области оказанию первой медицинской помощи.
ПОЗИЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Вроде алгоритм прописан, и как действовать в той или иной ситуации понятно. Но почему нельзя организовать работу медперсонала в школах так, чтобы детям и учителям всегда было к кому обратиться за помощью? За ответом на этот вопрос мы обратились в управление здравоохранения.
– Рабочий день у медицинской сестры в школе составляет 8 часов. График работы и контроль возложен на старших медсестер педиатрических отделений. Если медицинская сестра работает на 1,5 ставки, то ее рабочий день составляет 12 часов, – отметили в ведомстве. – График работы медицинского пункта в школе устанавливается в соответствии с графиком работы организации среднего образования.
Прежде чем начать работу в школе, медицинской сестре необходимо пройти обучение по системе «Работа медицинской сестры в школе» и иметь сертификат «Медицинская сестра школы».
– Большая часть медицинских сестер в крупных школах работает на 1,5 ставки, поэтому администрация школ и поликлиник может договориться о продолжительности их работы в школе, – уточнили в управлении.
Однако сделать это непросто, так как квалифицированного персонала на должность школьной медсестры в Костанае просто не хватает.
– За каждой поликлиникой закреплены школы, которые относятся по территории к ней. К примеру, я работаю в поликлинике №4, в нашем расположении имеется 10 школ. Во всех есть медсестры, кроме №19. Потому сюда приходит персонал из других учебных заведений. Это неправильно, но иначе никак. Дефицит сотрудников, – пояснила внештатный координатор по школьной медицине Асия Еликеева. – Согласно Приказу №37, на одну медсестру положено 700 детей. Во всех школах разное число учеников. В школе №16 необходимы почти 2,5 ставки, то есть 3 медсестры, так как обучается почти 1900 человек. По тому же приказу мы обязаны составить рабочий график медсестры в соответствии с графиком работы школы, то есть с 8 утра до 8 вечера. Но имеется и Трудовой кодекс, где указано: больше 8 часов человеку работать не положено. Так и выходит, что медсестра отработала с 8:00 до 17:00, нередко до 18:00. В остальное время другой специалист уже не придет.
Внештатный координатор по школьной медицине неоднократно поднимала данную проблему на заседаниях.
– Скажу точно, что приказ по школьной медицине будет меняться. Подробнее пока рассказать не могу, – заключила Еликеева.
Итак, наличие медицинского персонала в школе обязательно. В РК имеется немало законов, нормативных актов, регулирующих оказание медицинской помощи школьникам, в том числе экстренной. Местные сотрудники их соблюдают. Но главная проблема – дефицит кадров. Школы были бы рады заключить договор с медиком и на 1,5 ставки, чтобы он находился каждый день в две смены в учебном заведении. Но тогда другая школа вовсе останется без медработника. И пока кадров нет, выход нашли в том, чтобы медсестры обслуживали несколько школ, при этом не находясь в них каждый день.
Яна ГАРЬКУША,
фото Ларисы БОЖКО
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77