Культура

Что мы помним и знаем о великом земляке Мухамеджане Сералине?

В этом году отмечается 150 лет отцу казахской журналистики

К сожалению, многие факты из биографии Мухамеджана Сералина, как и точная дата рождения, неизвестны. Но «НК» решил напомнить о заслугах просветителя перед казахским народом и узнать, как костанайцы хранят память о земляке.

Мухамеджан Сералин родился в 1872 году на территории современного села Урнек, Карабалыкского района, Костанайской области. Учился в медресе в Троицке, в 1891 году окончил 2-х классную русско-татарскую школу в Кустанае. Кстати, в жилах нашего земляка текла и татарская кровь, а его родственниками были те самые купцы Яушевы. В их пассаже ныне располагается областной историко-краеведческий музей.

– Отец Мухамеджана Сералина, если выражаться современным языком, был тамадой у Яушевых. Юноша отлично пел и искусно исполнял айтысы, поэтому был любимцем девушек. Так дочь одного из купцов Яушевых полюбила талантливого парня и вышла за него замуж. Позже на свет появился Мухамеджан Сералин, – рассказывает главный редактор газеты «Костанай таны» Жанузак Аязбеков.

Сералин и «Костанай таны»

Почему же Мухамеджана Сералина называют отцом казахской журналистики? Дело в том, что он в 1911 году создал первый журнал на казахском языке «Айкап», в котором печатались Беимбет Майлин и Сакен Сейфуллин. Кстати, те же купцы Яушевы в 1910 году пожертвовали пятьсот рублей на выпуск «Айкапа».

А 25 июня 1922 года Сералин начинает издавать газету «Ауыл», которая дожила до наших дней и превратилась в нынешний «Костанай таны».

Обратимся к истории, посмотрим, что в то время происходило в Казахстане. Страшный голод 1922 года, который охватил Казахстан, Россию, Украину. Гражданская война между красными и белыми еще шла полным ходом, она завершится только в октябре того же года. Не лучшие условия для открытия газеты, не так ли? Но Мухамеджан так не считал.

– Наш земляк понимал, в каком состоянии жил обычный народ. Дух людей был сломлен. Аулы находились в упадническом состоянии, но, чтобы изменить ситуацию, нужно было воодушевить односельчан. Обратите внимание на название газеты – ауыл. Сералин понимал, во многом благополучие страны будет зависеть от хозяйства, – подмечает Жанузак Аязбеков.

Говоря об этом, из истории мы знаем, что казахи всегда вели кочевой образ жизни. Когда же пришло время переходить к оседлости, не все хотели менять уклад жизни. Так Мухамеджан Сералин был твердо убежден, что кардинальное изменение в хозяйствовании просто необходимо.

– Говорят, что просветитель сам выращивал бахчевые и даже преуспел в этом. Но очевиден тот факт, что Сералин был ярым приверженцем политики коллективизации, – акцентирует главный редактор газеты «Костанай таны».

Кстати, за эти взгляды многие односельчане недолюбливали земляка, но об этом позже.

Главной целью для общественника всегда оставалось просвещение казахского народа. Стоит отметить, что в первой четверти XX века людей нельзя было назвать грамотными. Многие не только не умели читать и писать, но и не видели смысла в этом. Сералин же пытался направить земляков на верный путь.

Сложность была и в недостатке кадров. Разумеется, что корреспондент газеты обязан уметь читать и писать. Зная об уровне грамотности населения, стоит понимать, что таких были единицы. Среди журналистов газеты «Ауыл» был писатель Беимбет Майлин. Остальной штат представляли крестьянские корреспонденты. Кстати, газету можно назвать народной, ведь в ней писали о несправедливостях, которые приходилось терпеть. О кулаках и баях. Что интересно, тогда многие журналисты газеты подписывались под псевдонимами.

К сожалению, взять в руки первые выпуски газеты просто так не получится.

– В 1972 году, когда отмечалось 50-летие газеты, редактор начал искать в архивах первые номера. Материалы печатались не кириллицей, а арабской вязью. Оказалось, что первые выпуски хранятся в национальной библиотеке в Алматы. У нас в областных архивах есть лишь некоторые отрывки. Доступ к ним получить проблематично, – отмечает Аязбеков.

Книга памяти

Мы все знаем Мухамеджана Сералина как журналиста и редактора, но не все помнят, что он был еще и писателем. Историк и краевед из Карабалыкского района Владимир Максименко занимается переводом поэмы земляка «Гүлқашима» с казахского на русский язык.

– События поэмы разворачиваются на костанайщине. Это трагическая история любви юноши и девушки, ставших жертвами старых обычаев. Главные герои этой поэмы своего рода казахские Ромео и Джульетта, – отмечает краевед.

У Сералина есть еще одна поэма «Топжарған», она посвящена восстанию Кенесары Касымова. Как отметил Максименко, переводом второй поэмы занимается его коллега. Русский вариант обеих поэм уже полностью готов и лежит, ожидая своего выхода.

– Мухамеджан Сералин – многогранная личность, наш земляк. Я и мои коллеги готовим большую книгу памяти Сералина. Там будут и переводы поэм, и интересные факты из его биографии, и воспоминания современников о нем. Мы отмечаем уже 150-летие со дня рождения талантливейшего журналиста, писателя и общественного деятеля, а его судьба остается загадкой. Было очень тяжело искать материал, мы обращались в архивы и за пределами Казахстана. В нашей книге памяти будет содержаться около 70% оригинального материала, – заявил историк Владимир Максименко.

Собеседник отметил, что книгу планируют выпустить уже в этом году. Краевед поделился с «НК» небольшими фрагментами, которые войдут в книгу.

Воспоминания современников

Как мы уже отмечали выше, Мухамеджан Сералин являлся приверженцем политики коллективизации, ему были близки идеи большевика Владимира Ленина. Но это не нравилось зажиточным крестьянам и баям, которых в это время массово раскулачивали. Из-за этого у семьи Сералиных было много недоброжелателей.

 

– За Сералиным постоянно следили, ждали, когда оступится, сделает ошибку, – рассказывала Аяпбергену Искужинову его мама Озиппа, которая была современницей Сералина и уроженкой села Урнек. – Чуть что писали во все инстанции. Особенно старался односельчанин Абакан. Неграмотный, но бездумно деятельный, активист-коммунист. Некоторые видели в нем первого помощника Сералина. А на самом деле Абакан как мог, так и вредил ему. Чуть что сразу отправлялся жаловаться в район. Пешком. Сорок километров в одну сторону, столько же в другую.

Потомки Сералина живут в Алматы. А все потому, что после его смерти в 1929 году семья подверглась гонениям. Когда внучка журналиста Алмаш Шалгинбаева приезжала в Карабалык несколько лет назад, она рассказала о том, как ее семье пришлось покинуть родину деда.

– После смерти деда семью отправили на Барсакельмес (бывший остров в Аральском море, ныне урочище в Кызылординской области). Родители рассказывали, как их везли в товарных вагонах как животных, – поведала Алмаш.

Восстановить историческую картину помогли все те же воспоминания матери Аяпбергена Искужинова.

– И после смерти недоброжелатели, среди которых было немало родственников, все не оставляли Сералина в покое. Писали, жаловались, настаивали на раскулачивании его семьи. И, в конце концов, добились своего. Выбросили Сералиных на улицу, выпроводили из села. Было больно и стыдно за это. Человек всю душу, здоровье отдал колхозу, строил школы, учил детей, а с его семьей так поступили. Правильно говорят, чем больше делаешь для людей, тем хуже для тебя… Жена Сералина, уезжая, все нажитое: одежду, утварь, раздала односельчанам и детям… Очень тяжело было, когда всех детей Сералина посадили на арбу и повезли, – вспоминала современница.

Мухамеджан Сералин умер в возрасте 57 лет. Когда он ушел из жизни, казанская газета «Юлдуз» («Звезда») о смерти Сералина писала так: «Будучи бедным, он (Мухамеджан Сералин) никогда не просил гонорара. Бедность и чрезмерная работа привели его к болезни и, в конце концов, свели в могилу».

Современники вспоминали, что, работая над журналом «Айкап», Сералин занимался не только выпуском, но и рассылкой его номеров и множеством других дел, часто засиживался в редакции до 5 часов утра. При этом он бесплатно сотрудничал с сатирическим журналом на татарском языке «Акмулла».

Жива ли память?

Мы обратились в управление культуры Костанайской области, чтобы узнать, как чтут память земляка.

– В Костанае установлена памятная доска на редакции газеты «Костанай таны» и улица названа именем журналиста. В Карабалыкском районе установлены памятник и стела, а могила Мухамеджана Сералина занесена в карту сакральных мест области, – рассказала замруководителя управления культуры области Сауле Азимжанова.

Работая над этим материалом, я все время задавала себе вопрос: «Почему мы так мало знаем о Мухамеджане Сералине?» Ведь его вклад в развитие казахской культуры огромен! Почему в рамках курса по казахской литературе мы получаем информацию о том, как зовут жену, родителей Ахмета Байтурсынова, можем найти четкую хронологию его деятельности, а про Мухамеджана Сералина – только про «Айкап» и «Ауыл». Хотя они ровесники. И Байтурсынов, и Сералин родились в 1872 году. Оба наши земляки. Но про одного мы знаем все, а про другого – практически ничего.

В любом случае отрадно, что Жанузак Аязбеков и Владимир Максименко изучают этот вопрос и делятся найденными материалами с общественностью. Надеемся, что и «НК» удалось заинтересовать читателей судьбой нашего земляка.

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Ларисы БОЖКО и из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77