ЖКХ Наш город

Что на сегодняшний день предлагает областной центр велолюбителям?

Велосипед в городе – это не просто транспорт, а образ жизни. Власти Костаная не раз заявляли о необходимости создания полноценной велоинфраструктуры. Что-то в этом направлении делается, но не так глобально, как хотелось бы. Однако все по порядку.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Необходимость создания условий для велосипедистов аким Костаная Марат Жундубаев впервые озвучил еще летом 2022 года. Глава города заявил: каждый костанаец должен иметь возможность проехать через весь город как на машине, так и на велосипеде.

К слову, на тот момент несколько велодорожек в областном центре уже были, но их длительность не позволяла беспрепятственно перемещаться из одной части города в другую. Большинство из них были проложены в парковых зонах и отдельных районах. К примеру, летом 2021 года прогулочные зоны для велосипедистов и самокатчиков были созданы в микрорайоне «Юбилейный». Велодорожки проложили вдоль домов, от проезжей части они были отделены газоном и тротуаром, что создало безопасные условия езды. В этом году велодорожки появились и рядом с ЖК «Алтын Арман», но выполнены они, как и тротуар, из брусчатки.

В конце 2022 года тему велоинфраструктуры подняли вновь. В рамках реформирования программы развития велоспорта в Казахстане ОО «Велосообщество «Костанай» обратилось в республиканскую федерацию с предложением сделать Костанайскую область центром велодвижения РК. Было решено внести на рассмотрение в Мажилис Парламента разработку программы по развитию массового велодвижения в стране. Также прогнозировалось увеличение любителей активного образа жизни, для этого была разработана концепция развития велосообщества на 2024-2028 годы.

В 2023 году «НК» писал о том, что концепция создания велодорожек взята в разработку, одним из ее инициаторов выступил председатель ОО «Велосообщество «Костанай» Канат Сагумбаев. Летом прошлого года он сообщил, что проект развития велодорог в городе был разработан совместно со специалистами отдела ЖКХ.

– Основываться будем на анализе Костаная, а также просматривать принятые решения других стран. Тщательно изучим поток машин, статистику и количество велосипедистов, организацию специальных дорожек и их размещение. Недавно консалтинговая компания, представляющая данный проект, выиграла тендер. Главными факторами выступают безопасность и возможность соединить разные районы города одной дорогой, – рассказал тогда корреспонденту «НК» Канат Сагумбаев.

Стоит отметить, осенью 2023 года в Костанае появилась еще одна велодорожка – вдоль дороги, соединяющей микрорайоны «Аэропорт» и «Береке». Протяженность составила чуть больше километра, но упирается она прямо в проезжую часть с довольно тесным потоком движения.

ВЕЛИКА ЛИ ПОТРЕБНОСТЬ?

Необходимость развития велоинфраструктуры в Костанае основывается на нескольких факторах. Основной – возможность комфортного передвижения по городу на велосипеде, что на данный момент в областном центре сделать невозможно. Конечно, правила дорожного движения не запрещают ехать по проезжей части на велосипеде, но удобного в этом мало. Велосипедисты вынуждены прижиматься к бордюру, одновременно следя за дорогой и не мешая пешеходам.

Если по городским дорогам ездить некомфортно, то по трассе – небезопасно, так как здесь ходят фуры и большегрузы с длинным тормозным путем.
Но если у взрослых хотя бы есть возможность передвигаться по городу на велосипеде, то у детей и ее нет.

– Детям вообще ездить негде, как и тренироваться. По дороге им ездить еще нельзя, а по тротуарам нельзя никому. Им нужно тащить велосипед до места назначения, а только потом кататься! – негодует Канат Сагумбаев. – К примеру, мы хотим с друзьями покататься семьями. У всех дети. Доехать на велосипедах до дорожки вместе не можем. Нужно на машине. Получается, что велосипеды складываются в багажник, а мало в какую машину поместится даже пара. Нужно приобретать спецоборудование, чтобы их крепить. Тут уже проще никуда не ехать.

В департаменте полиции Костанайской области также отметили, что дети могут ездить только по велодорожкам в специально отведенных для этого местах.

– Согласно ПДД РК до 14 лет велосипедисты не могут передвигаться по проезжей части. По тротуару проезд запрещен законом. Дети могут это сделать в триатлон-парке, где созданы велодорожки, – отметила старший инспектор местной полицейской службы Асем Ерденова.

С апреля текущего года велосипедисты Костаная лишились еще одного места для свободного передвижения. В парке Победы запретили кататься, развесив по периметру соответствующие знаки. Нарушителям грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 2 МРП (7 384 тенге). Но накажут только тех, кому есть 16 лет и старше, с нарушителями младшего возраста и их родителями будут проводить профилактические беседы.

На вопрос, где же ездить велолюбителям, в ДП региона снова ответили: в триатлон-парке, здесь для этого есть все условия.

Еще одна не менее важная причина необходимости развития велоинфраструктуры в Костанае – экология. Зимой текущего года научные сотрудники филиала РГП «Казгидромет» по Костанайской области отмечали, уровень загрязнения атмосферного воздуха в регионе считается высоким. Одна из причин – автомобильные выхлопы. По мнению членов ОО «Велосообщество «Костанай», эта проблема решилась, если бы по городу можно было свободно перемещаться на велосипедах, от которых нет вредных выбросов в атмосферу.

БЕЗ ДВИЖЕНИЯ

По наблюдениям Каната Сагумбаева, в Костанае практически нет условий для свободного перемещения на велосипеде.

– Велоинфраструктура у нас слабо развита. Есть пара дорожек в триатлон-парке и нескольких микрорайонах, но этого недостаточно. Нужна система: велодороги, стоянки для велосипедов, разметка и т.д. Для решения этой проблемы была создана концепция велодорожек в Костанае, – рассказывает Сагумбаев. – Алматинская компания уже даже разработала проект. Должно быть 10 веломаршрутов, которые бы соединяли все парки и части города. Была поставлена цель – за три года сделать три дорожки, но в этом году работы так и не начались. По какой причине – мне неизвестно.

Энтузиаст отмечает, была даже идея соединить Костанай и Рудный отдельной велодорожкой, проложить ее предлагали вдоль лесополосы слева по трассе.

Не менее острая проблема – необходимость велопарковок, их в городе тоже не хватает. Большинство устанавливают частные предприниматели у своих заведений. К примеру, их можно видеть возле входа в ТРЦ или заведения общественного питания. Сагумбаев считает, устраивать парковочные места для велосипедистов стоит повсеместно.

– Если строят дом или ЖК, то должны ведь по требованиям устанавливать пандусы, парковки для автомобилей. Почему бы также не ставить велостоянки? – задается вопросом наш собеседник.

Чтобы узнать, какие изменения ждут велосипедистов, мы отправили соответствующий запрос в акимат Костаная. Ответили нам кратко: пока кардинальных планов нет.

– В Костанае созданы велодорожки общего пользования в мкрн «Юбилейный», между мкрн «Аэропорт» и «Костанай-2», а также в районе триатлон-парка. В перспективе есть планы по обустройству парковочных мест для велосипедистов. На участках дороги, где имеется велодорожка, установлены дорожные знаки и нанесена разметка. В 2024 году не выделялись денежные средства для строительства велодорожки в городе, – говорится в сообщении.

Итак, больших изменений в Костанае в ближайшее время ожидать не приходится. Город продолжает сталкиваться с проблемами транспортных путей для велосипедистов. Единичные факты не в состоянии решить проблему, необходим системный подход. А без стратегических решений улучшения не будут ощутимы ни для жителей, ни для экологии региона.

Александра ГОЛОВКО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77