COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

106310

Выздоровевших

111953

Зарегистрированных случаев

3628

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

1825

Летальных случаев

Наш Костанай

Чтобы быть в конкурентном преимуществе

Правила выдачи субсидий ущемляют права мелких крестьянских хозяйств

Мало того, что критерии доступа к господдержке выдерживают далеко не все, так еще и тем, кому по закону дотации все-таки положены, далеко не всегда получают их вовремя, или не получают вообще.

Эти проблемы всплыли во время онлайн-конференции, организованной руководством Областного департамента агентства по защите и развитию конкуренции. Намедни специалисты организации провели анализ производства и реализации говядины в границах Костанайской области за 2019-2020 годы и выявили целый ряд барьеров, тормозящих развитие конкуренции на этом товарном рынке. Главный из них – не совсем корректные подходы к субсидированию фермеров. Причем касается это не только мясной отрасли сельского хозяйства, но и растениеводства, и яичного направления… Пришла пора что-то менять.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ПОЛУЧИШЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЗАПЛАТИШЬ

А менять, к слову, придется многое. У сельхозтоваропроизводителей накопилась куча претензий и к Минсельхозу, и к местным органам власти, и даже к системе «Qoldau», которая была запущена в 2019 году для регулирования процесса выдачи субсидий. Обо всем по порядку.

Начнем с истоков – с подачи заявок. Костанайские фермеры недовольны работой платформы Qoldau.kz. Вместо того, чтобы облегчить крестьянам процедуру получения государственной поддержки, портал усложняет этот процесс, к тому же все его услуги платные. Чтобы воспользоваться системой, необходимо приобрести флешку, получить пароль и заплатить за пользование личным кабинетом.

– Раньше такая услуга стоила 0,5 МРП, потом 1 МРП, потом 3 МРП, а с июля этого года сделали градацию – если сумма дотаций, которые получает сельхозтоваропроизводитель составляет менее 100 тыс. тенге, то он платит 3 МРП, если от 100 тыс. тенге до 1 млн тенге – 10 МРП, а свыше 1 млн тенге – 11 МРП. Для некоторых крестьян 32 тыс. тенге – это накладно, – заметил представитель КФ НПП «Атамекен» Каир Айсин.

А вот представителей на местах возмущает сама дифференция тарифа на услуги «Qoldau».

– Как вообще тариф может зависеть от суммы субсидий? Почему чем больше получает товаропроизводитель, тем больше он должен платить? С экономической точки зрения я не понимаю этого. Предприниматель, который приобрел технику за 10 млн тенге, как и предприниматель, купивший ее за 700 тыс. тенге, загружает на портал один и тот же пакет документов, чтобы получить инвестсубсидии, а тарифы для них разные. Это очень поверхностный подход, здесь нужно более детально разбираться. Тариф должен исходить из затрат экономической части или технической составляющей. Я понимаю, если бы в первом случае аграрий загружал 56 документов, а во втором всего один, да, можно было бы сказать, что тратится больше электроэнергии, и поэтому он больше платит, но почему набор документов в обоих случаях одинаковый, а тариф разный, лично я не понимаю и считаю это дискредитацией, – высказал свою позицию представитель КФ НПП.

В итоге порешали, что нужна альтернатива порталу «Qoldau», который будет работать совершенно бесплатно. Или же было бы неплохо, если бы Минсельхоз взял эти расходы аграриев на себя. Такие предложения сейчас продвигает Палата предпринимателей.

Другая проблема – частые отказы в приеме заявок. Причем зачастую они формальны – нет подписи или печати, или же ее не видно. То есть проблема в общем-то поправимая, но в связи с тем, что функционалом портала не предусмотрено отправлять заявки на доработку, для многих она оказывается роковой.

– Предприниматель с горем пополам успел зайти в эту очередь, набрал данные, отправил эту заявку, а им вдруг показалось, что печать не видно, хотя мы, когда сканируем, прекрасно все видим. И что в итоге получается? Ему делают отказ, он вылетает из системы и должен все это снова повторять. Поэтому по таким вопросам нужно отправлять заявку на доработку, но ни в коем случае не отказывать. Отказ – это значит, несоответствие чему-то, то есть, например, купил и не предоставил документы, но никак не печать, которую плохо видно, – совершенно справедливо заметил представитель Палаты предпринимателей.

ЛУЧШЕ ВСЕ, ЧЕМ НИЧЕГО

Но даже если заявку удалось отправить, и она прошла, это вовсе не гарантирует 100-процентный успех в получении дотаций. Могут возникнуть трудности другого характера. Как известно, финансирования на всех желающих не хватает, а значит, кто первый встал, того и деньги.

Ну а чтобы никому не было обидно, сотрудники областного Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции предлагают внедрить пропорциональное распределение субсидий между сельхозтоваропроизводителями, подавшими заявки.

– К примеру, если на всех выделенных денег не хватило, их нужно распределить между всеми участниками таким образом, чтобы каждый недополучил 20% или 30% от заявленного объема, – объяснила руководитель областного Департамента Жанар Адикова. – Мы не предлагаем перенести заявки неполучивших субсидии предпринимателей на следующий год. Почему? Потому что за этот год его конкурент, который получил дотации своевременно, находится в ценовом преимуществе, поскольку его часть затрат покрыта. Другому фермеру приходится брать кредит, чтобы восполнить те средства, которые он рассчитывал получить в виде субсидий. Он несет дополнительные издержки. В этом случае они оказываются в неравном положении.

Однако сами товаропроизводители в корне не согласны с такими перспективами. Они готовы ждать целый год, но им нужны гарантии того, что субсидии им все же выплатят. И выплатят полностью. Пусть даже позже.

– Например, если крестьянин купил трактор, который стоит 10 млн тенге, ему положено 25% от его стоимости в виде дотаций. Но если пропорционально разделить бюджет на всех, он получит 13%, может 10%, а может и того меньше. Но ведь многие планируют покупку техники только с тем расчетом, что за счет дотаций они смогут покрыть часть своих затрат. Не у всех есть много денег, особенно учитывая нынешний рост затрат в сельском хозяйстве, – заметил Каир Айсин. – Каждый должен железно знать, что раз уж государство гарантирует помощь, то он ее точно получит. Поэтому должен быть реестр заявок, и по мере финансирования они должны быть отработаны на 100%. Бюджет должен заплатить по своим обязательствам. И заявки, которые не просубсидировались в 2020 году, должны просубсидироваться в 2021 году в первую очередь. Вот это будет справедливо.

Еще одна, и, кстати, одна из самых главных несправедливостей – это ущемление прав мелких хозяйств.

– Дело в том, что действующая система субсидирования предусматривает удешевление стоимости бычков, реализованных или перемещенных на откорм в откормочные площадки вместимостью не менее 1000 голов единовременно или на мясоперерабатывающие предприятия с убойной мощностью 50 голов в сутки. Этим создается барьер для открытия новых откормочных площадок мощностью менее 1000 голов единовременно и мясоперерабатывающих предприятий с убойной мощностью менее 50 голов в связи с тем, что субъектам рынка выгодней реализовать свою продукцию на более крупные предприятия. Кроме того, для входа на рынок новому игроку потребуется гораздо больше инвестиций на начальном этапе, что создает дополнительные барьеры, – говорит заместитель руководителя Областного департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Дамир Токжанов. – Также согласно действующему порядку выплаты субсидий заявки принимаются в пределах средств, предусмотренных местными исполнительными органами на соответствующие направления. Таким образом, возможно ограничение доступа малых товаропроизводителей к субсидированию, в случае, если сумма, предусмотренная на текущий финансовый год, меньше необходимой фактической суммы субсидирования. При этом часть товаропроизводителей по направлению субсидирования «Удешевление стоимости бычков, реализованных или перемещенных на откорм в откормочные площадки вместимостью не менее 1000 голов единовременно или на мясоперерабатывающие предприятия с убойной мощностью 50 голов в сутки» может остаться без поддержки государства, т. к. заявка на субсидирование подается в течение шести месяцев с момента реализации или перемещения, что невозможно в случае, если предусмотренные МИО финансовые средства на субсидирование закончились еще не выделены. Таким образом, часть предприятий может получить конкурентные преимущества в виде субсидирования.

Чтобы способствовать снижению издержек фермеров, руководство департамента предлагает пересмотреть критерии допуска к получению субсидирования товаропроизводителями в части снижения минимально необходимых мощностей предприятия. Все озвученные на онлайн-встрече инициативы и рекомендации будут учтены и в письменном виде направлены в Министерство сельского хозяйства, которое в ближайшее время приступит к разработке новой программы развития АПК, куда, возможно, и будут включены пожелания костанайских товаропроизводителей.

Валентина МЕЛЕХОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77