А вы хоть раз задумывались о походе к психиатру?
Если вы испытываете постоянную усталость, раздражительность на пустом месте, упадок сил, головные боли, то позаботьтесь о себе любимом и подарите себе поход к психиатру.
Это не страшно, не больно и не делает вас автоматически ненормальным. Депрессии, стрессы, страхи тоже нуждаются в лечении. Особенно сегодня, когда приходится быть многозадачным, работать сверхсилы и нести большую ответственность перед начальником, обществом и законом.
10 октября в мире отметили День психического здоровья. Специалисты напоминают: в лечении нуждается не только тело, но и душа. Накануне этой даты корреспонденты «НК» побеседовали с заместителем главного врача Костанайского областного центра психического здоровья Данияром Шалтаковым.
– Куда обращаться человеку, если он чувствует потребность в психиатрической помощи, и что делать, к примеру, с агрессивным одиноким соседом, которому явно требуется стационарное лечение?
– Раньше наша служба существовала отдельно: чтобы попасть к психиатру, нужно было ехать в диспансер. Это создавало некий барьер для пациентов и еще больше подогревало миф о том, что психически больные – это особая каста людей. Однако это не так, поэтому на уровне республики было принято решение создать центры психического здоровья в поликлиниках. Это делает получение нашей помощи доступнее и позволяет врачам поликлиник работать в команде с психиатрами-наркологами. Кроме того, врачи общей практики и терапевты прошли обучение и теперь могут диагностировать пограничные психические расстройства и направить пациента к психиатру либо сами назначить лечение в пределах своей компетенции, чтобы скорректировать состояние и не доводить до учета. Это новшество было внедрено три года назад, в Костанае это произошло в апреле 2019 года. Также было решено передать психиатрическую бригаду в состав общей станции скорой.
Если мы говорим о поведенческих нарушениях недееспособных пациентов, оставшихся без опекуна, то здесь алгоритм таков: первоочередное обращение к участковому либо же вызов бригады скорой помощи. Только после этого пациента могут доставить к нам. Может случиться и так, что бригада неотложки не сможет обслужить вызов из-за закрытой двери. Иногда нам звонят напрямую и просят приехать забрать человека, но мы не имеем таких полномочий. Также многие до сих пор думают, что пациента будут держать в больнице до конца его жизни. Больные к нам поступают на лечение, и по улучшению состояния мы их выписываем. Бывают трудные случаи, когда лечебный процесс протекает длительно, но это встречается нечасто. Также есть ряд пациентов, у которых утеряны родственные связи, и если форма заболевания не позволяет выписать их или выписывать некуда, они остаются у нас. Такими больными занимаются наши соцработники, оформляя документы в интернат.
– Складывается ощущение, что больных серьезными психическими заболеваниями стало больше. Или это просто эффект гласности?
– Такие случаи были всегда. Одни заболевания появляются с возрастом, другие – под влиянием стрессов. Расстройства, возникающие в силу возрастных изменений головного мозга, к сожалению, необратимы. На поздних стадиях от нас люди ожидают исцеления, однако сам мозг в порядок привести мы не можем, занимаемся только коррекцией поведенческих нарушений. Но чем раньше человек обращается к специалисту, тем больше шансов этот процесс приостановить. Однако начальные стадии незаметны: у всех ведь есть рассеянность, забывчивость. А это могут быть и признаки болезни Альцгеймера. По классике она начинается в 45-50 лет.
– Какие заболевания способствуют развитию и появлению психических отклонений?
– Если мы говорим о шизофрении, то тут факторов много, начиная от травм головного мозга и заканчивая стрессовыми ситуациями. Просто кто-то берет себя в руки, перестраивается, а кого-то изо дня в день начинает беспокоить проблема, накладываются другие обстоятельства, в результате происходит срыв механизмов адаптации, что может послужить началом развития болезненного состояния. Но психические расстройства могут сопровождать и терапевтические заболевания. Например, инфаркт миокарда. У человека в предынфарктном состоянии очень часто возникает тревога, неусидчивость, страх смерти. У пациентов с нарушением работы щитовидной железы наблюдается эмоциональная лабильность, раздражительность. Осложнения при инсультах – отдельная категория. Тут причина в поражении мозговой ткани, поэтому нередко присоединяются различные психические нарушения. Все зависит от того, какой участок мозга пострадал.
– Расскажите о самых необычных и серьезных случаях в вашей практике.
– Все пациенты с психическими расстройствами по-своему интересны. В моей практике есть один пример классического течения параноидной шизофрении, что довольно редко встречается. Поступил к нам парень 25 лет, который утверждал, что он полковник КНБ, майор ФСБ, засланный из России. Говорил, что его внедрили в воровской мир, где он стал коронованным вором в законе. Заболел парень во время учебы в институте. С чем именно было связано возникновение болезни, мы не знаем. Весь анамнез складывался из того, что он рос и развивался нормально, учился на историческом факультете в институте, показывал неплохие результаты. Потом все заметили, что он стал вести себя неадекватно. Пациент утверждал, что никаких травм и психотравм у него не было. Течение заболевания было непрерывным, не удавалось даже на фоне лечения полностью нивелировать бред. Каждое стационарное лечение этого пациента продолжалось на протяжении 2-3 месяцев. Приходилось лечить его усиленно именно в стационаре, потому что дома он переставал принимать лекарства.
– Как вести себя родственникам психически больного человека? Что можете посоветовать как врач?
– Есть такое направление психотерапии – психообразование. У нас она разработана пока что только для пациентов с шизофренией и их родственников. Но ведется работа по ее расширению и применению для пациентов других категорий. В первую очередь нужно для себя понять, что человек нездоров и все негативные моменты в поведении – это проявления болезни. Необходима огромная работа родных: найти общий язык с таким пациентом, побуждать к действиям, найти ему хобби, заставлять, уговаривать. Волшебной таблетки, к сожалению, нет. Кричать на человека, обвинять в бездействии бесполезно.
– Раньше при психиатрических больницах были своего рода клубы: здесь собирали людей с одинаковыми диагнозами, работали с ними, а они общались и не чувствовали себя одинокими. Почему сейчас такого нет?
– Их нет уже давно, и сейчас мы работаем в этом направлении. Надеемся, что у нас получится организовать на базе нашей больницы реабилитационный процесс в ближайшие два года, в рамках которого и будут запущены клубы интересов наших пациентов и школы психического здоровья. Они полезны в плане того, чтобы восстанавливать пациента, не давать ему уходить в свое заболевание, возвращать в общество. Когда они собираются своим кругом, обсуждают проблемы под руководством врача, это приносит лечебный эффект. Сама постановка диагноза давит, нужно понять, что ты не одинок.
– Как человеку распознать у себя тревожные признаки болезни? В какой момент нужно обращаться к врачу?
– Есть статистика, которая говорит о том, что в течение своей жизни каждый здоровый человек испытывает психическое расстройство, это может быть депрессия или, наоборот, состояние повышенной активности, при котором люди обычно не обращаются к врачу. Даже чувство тревоги под влиянием различных внешних факторов или эмоциональное выгорание, сопровождающееся усталостью, апатией или раздражительностью на работе, может указывать на какое-либо психическое расстройство. Тут самое главное условие, что с течением времени человек не в силах сам побороть такие нарушения. Тогда уже необходимо обратиться к врачу за помощью. В последнее время все чаще мы говорим об еще одном психическом феномене – ангедония. Это состояние, при котором человек утрачивает способность получать удовольствие, даже от той работы или от тех дел, которые раньше приносили удовлетворение. Обязательно должно быть что-то, что нравится и поднимает настроение. Если не работа, так хобби.
Особое внимание стоит уделять такому процессу, как сон, во время которого организм отдыхает и восстанавливается. Нарушения сна могут быть разными: просто его недостаток либо состояние, при котором обычная продолжительность сна не приносит чувство отдыха. Все это тоже может приводить к развитию какого-либо психического расстройства.
– Чем опасно пренебрежение своим душевным здоровьем?
– Развитием серьезных заболеваний, когда лечение будет в основном направлено на устранение проявлений, а не на саму причину заболевания, и здесь нельзя гарантировать полноценное возвращение в общество. Если мы говорим об уже начавшихся психических изменениях, то со временем они могут проявляться в различных соматических заболеваниях, если их не лечить. В итоге человек приходит к терапевту, обследуется, а у него все в норме. Лечат одно, а болит в другом месте. Эти боли не надуманные, просто человек не понимает сам, что с ним происходит, и лечит не депрессию, к примеру, а ее проявления. Сегодня у терапевтов много пациентов с синдромом «толстой амбулаторной карточки»: лечат боли в руке, животе и т.д., а вся проблема не в физическом, а психическом состоянии. Выражение «Все проблемы от нервов» в наше время как никогда актуально.
– Много ли молодых людей сегодня лечится в психиатрической больнице?
– Да, их немало, и спектр заболеваний разный: начиная от олигофрении и заканчивая неврастенией. В последнее время идет все-таки небольшой рост пациентов с пограничными психическими расстройствами. Для них в нашей больнице есть специальное отделение неврозов. Пройдя лечение, люди потом зачастую возвращаются к нормальной жизни.
Татьяна НАЗАРУК
Фото и видео Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77