Костанай и костанайцы

Деликатесы заказывали?

Местные производители колбасных изделий отказались от сертификации «Халал»

Мониторинг «НК», посвященный линейке мусульманских колбасных и мясных изделий, показал, что уже никто не гонится за этим отличительным знаком, к которому еще несколько лет назад разом было обратились все товаропроизводители региона.

Сейчас на костанайском рынке со знаком «Халал» представлена только привозная продукция. Как показало время, для местных производителей потянуть такой товар оказалось невыгодно. Костанайцам пришлось также разом свернуть халалный выпуск колбас и переориентироваться на продукцию из говядины и птицы.

В Костанае основной бум продукции «Халал» пришелся на 2014-2016 годы. На колбасах местного производства тогда появилась специальная маркировка, повсюду стали открываться кафе и магазины с вывесками «Халал». Это был своего рода тренд времени.

– В Казахстане сертификаты «Халал» мы начали выдавать с 2005 года. Сейчас в стране более 600 сертифицированных компаний, – говорит представитель Ассоциации Халал Индустрии Казахстана Амирхан Сарсембаев. – Из Костанайского региона в свое время сертификаты «Халал» получили такие известные колбасные предприятия как «Карасу-Ет», «Ирина и К», торговая марка «От Розумовича». Получали и другие ИП, ТОО, но потом подтверждать и продлевать их не стали. Сейчас в Костанае нет ни одного сертифицированного колбасного цеха. Сертификат «Халал» имеют лишь один забойный цех, птицефабрика и молочные предприятия.

Как показала практика, взять сертификат – это одно, но соответствовать его стандартам сложно, да и невыгодно. Чтобы выпускать 100% халал-продукцию, необходимо полностью соблюдать требования сертификата, начиная от правильного забоя скота до содержания в особых условиях цехов для производства. Ситуацию, к тому же, усугубила конкуренция. На рынке появились дешевые колбасы с маркировкой «Халал» из южных городов страны, которые заполонили собой прилавки магазинов и супермаркетов, вытеснив местную продукцию.

– В 2014 году мы открыли свой цех по производству полуфабрикатов «Халал», кафе и магазин. Но дело оказалось очень затратным не только по финансам, но и по времени, – поделился своим опытом предприниматель Марат Биис. – Мы не могли брать мясо у поставщиков, так как не знали, как они режут скот. Наш представитель сам ездил по поселкам, закупал скот, резал его с соблюдением всех традиций. И только это мясо шло на изготовление фарша для пельменей, мант и блюд в кафе. Наше меню было строго выдержано в рамках «Халал», но бизнес не окупился. Со всех сторон начали давить конкуренты. На этом фоне свое собственное дело раскачать оказалось сложно. Мы поработали год и закрылись.

К слову, так поступили и остальные местные производители, но многие нашли другой выход из положения, чтобы уж совсем не потерять ориентированного на мусульманскую продукцию покупателя. Почти все костанайские предприятия переориентировались на выпуск колбас из говядины и курицы, а еще на этикетках продукции появилась маркировка «Без свинины». Кто-то и вовсе начал выделять так называемый мусульманский товар этикетками разных цветов, чтобы привлечь к нему внимание в общей массе на прилавках.

– У наших продуктов мусульманской линейки этикетка зеленого цвета. Мы сделали это для удобства покупателей. Такой прием помогает визуально определить, какой товар перед ними, – рассказывает начальник отдела продаж торговой марки «От Розумовича» Любовь Мищенко. – Мы честны перед своими клиентами и нигде не ставим значков «Халал», так как у нас нет сертификата. Всего в ассортименте нашей фирмы 120 наименований товаров без свинины. Есть колбасы из баранины и конины, деликатесы из говядины, разнообразные полуфабрикаты, продукты из курицы и индейки. Последние особенно пользуются спросом, потому что считаются постными и подходят для правильного питания. Мусульманские продукты в тренде, на них растет спрос, и мы расширяем ассортимент. Например, в этом году планируем выпустить колбаски для гриля из курицы и говядины. Перед праздниками всегда производим чуть больше продукции. И на Наурыз тоже увеличим объемы.

Торговая марка «Бам» также делает акцент на товарах без свинины. В их линейке можно найти мусульманские пельмени, хинкали.

– Деликатесную конину и колбасу из конины производить дорого. На нее низкий покупательский спрос. При этом мы не отказываемся от этой линейки, выпуская ее обычно перед большими праздниками, такими как Наурыз, Новый год, – говорит начальник торгового отдела Наталья Гончар. – В принципе на остальной мусульманский товар из курицы, говядины спрос хороший. В ближайшее время планируем расширить ассортимент в этом направлении.

А вот настоящие деликатесы из конины, такие как шужук, жая, карта, казы и бараний курдюк корреспонденты «НК» обнаружили лишь в нескольких торговых точках на Центральном рынке.

– Да, раньше мы торговали мусульманскими деликатесами местного производства, их нам поставляла компания «Карасу-Ет». Но сейчас предприятие закрылось на ремонт, а другие производители не выпускают подобные мясные изделия, – говорит продавец Айдана Каушева. – Теперь весь такой товар к нам приходит из Павлодара и Нур-Султана. Люди буквально разбирают деликатесы на праздничные столы, на корпоративные праздники. Спрос на эту продукцию в период пандемии не уменьшился.

Но надо отметить, что национальная продукция недешевая и обойдется покупателям в 7 000-8 000 тенге за кг. Самый элитный товар, вяленая конина, стоит 15 000 за кило. При этом конину с частного подворья можно купить гораздо дешевле. Так, домашние шужук, карта и казы продают на рынке в пределах 1800-2800 тенге за кг. Продавцы отмечают, что основной спрос на продукцию будет перед Наурызом – 18-20 марта. К этим датам и готовятся завезти больше мяса и домашней колбасы. Так что успейте сделать покупки по приемлемым ценам к праздничному столу!

Ольга ГОРАЙ
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77