Костанай и костанайцы События

День Абая еще раз дает возможность оглянуться в прошлое и посмотреть в будущее

Эта дата в Казахстане официально стала праздничной в соответствии с Постановлением Правительства РК от 4 августа 2020 года и отмечается 10 августа. Сегодня великому казахскому мыслителю исполнилось бы 178 лет

Самое знаменитое произведение Абая Кунанбаева – прозаическая поэма «Қара сөз», состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Словах назидания» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и прав этнических казахов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЭМЫ

«Слова Абая никогда не устареют, они понятны и универсальны для всех людей на нашей планете. Его мысли и назидания, облаченные в совершенные формы поэзии и прозы, служат в качестве жизненного путеводителя и по сей день. Размышления о будущем своего народа, а также сострадание и любовь к людям – эти нравственные постулаты великого мыслителя чрезвычайно актуальны для сегодняшнего поколения граждан нашей страны», – слова из статьи Касым-Жомарта Токаева «Абай – духовный реформатор».

Однако эксперты отмечают, что у русскоязычного населения до сих пор нет возможности читать всего Абая, так как отсутствуют доступные издания в переводе.

– И меня, как учителя, это беспокоит. Произведения великого Абая недоступны не только для детей и старшеклассников, но и для мировой общественности. Если есть издания, то подарочные, они дорогие и их тяжело держать в руках. Поэтому главным источником познания Абая остается роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Фигура народного просветителя и его значимость раскрыта в этом произведении, – говорит доктор педагогических наук Римма Бектурганова. – А ведь «Слова назидания» – учебник по воспитанию молодежи и формированию личности на все времена. Несмотря на то, что прошло много времени со дня написания поэмы, мало что изменилось. Взять любое назидание из более чем 40, перенести на сегодняшний день, и мы увидим, что в культуре, нравственности те же ценности.

Для примера процитируем мыслителя.

«Степь заполнили воровство и подстрекательство, – пишет Абай в одиннадцатом слове. – Все оказались опутанными липкой паутиной подстрекательства и вовлеченными в воровство и забыли о честном труде. Баи перестали смотреть за скотом, бедняки голодают. Пустыми стали понятия о клятве, дружбе, честности и совести. Когда же наступит конец всему этому? Можно бы пресечь воров, но как укротить богачей, плодящих смутьянов?»

Философ сетует, что в степи не хватает умных, порядочных, образованных управителей, способных образумить народ, возродить нравственные ценности и социальную справедливость, вместо этого правят люди, которые с легкостью переступают законы чести. На лучших представителей нации возводятся наветы, против них возбуждаются уголовные дела, подбираются лжесвидетели (такая ситуация была и в его жизни – прим. ред.). И все это для того, чтобы победить на выборах, выдавить конкурента из предвыборной гонки.

А в наши дни разве не так? Получается, что мысли из поэмы про коррупцию, развитие общества до сих пор не нашли своей реализации. И остается лишь надеяться, что когда-то получим результат и итоги.

В ДОМЕ – МУЗЕЕ

В последние годы имя поэта на слуху. Помимо официальной даты, год назад была создана Абайская область. Стоит отметить, что здесь все пронизано памятью об Абае. Есть дом-музей, который манит туристов со всего мира. Корреспондентам «НК» тоже удалось побывать на малой родине просветителя.

Музей занимает большую площадь. Здесь воссоздано все, как было при жизни Абая. На столе в его рабочем кабинете будто даже чернила не высохли.

Прямо у входа посетителей встречает бронзовая скульптура поэта. На стене висят шежіре его предков и фотодокументы, характеризующие эпоху мыслителя. В комнатах сохранен быт, выставлены документы, рассказывающие о детях поэта – Акылбае, Магауии, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию. Есть информация о творчестве его духовных учеников – Шакариме, Кокбае, Арипе, Асете, донесших его наследие до потомков. Среди экспонатов особо понравился висящий на стене в гостиной старинный музыкальный инструмент — кобыз. Поразила столовая, в которой размещена печь с куполообразным верхом, предохраняющим комнату от пара. В печи два казана. Один большой, в нем варилось мясо, другой поменьше — для легкой пищи. Оба закрывались деревянными крышками. Также в доме имеется зал, посвященный науке «Абаеведение», здесь собраны высказывания о творчестве поэта, большая часть экспозиции отведена фундаментальным трудам и исследованиям Мухтара Ауэзова.

АБАЙ СРЕДИ НАС

Решили мы посмотреть и на то, что же памятного о великом поэте есть в Костанайской области. Например, недавно на комиссии обмаслихата рассматривали вопрос о присвоении имени Абая Узункольской школе. Естественно, кто будет возражать? Тем более с инициативой выступил коллектив учебного заведения.

Наверное, посыл хороший, способствует тому, чтобы люди больше обращались к творчеству Абая. Но огорчает то, что кроме присвоения имени, ничего не меняется. В 10 км от Костаная находится маленький поселок Абай – отделение Заречного. О том, что он носит имя великого человека, сообщает только вывеска на магазине, сделанная топорным способом. Никаких указателей, табличек на въезде и выезде нет.

О названии поселка, расположенного рядом с городом, напоминает только вывеска

Побывав в селе, услышала много жалоб от его жителей.

– У нас воды питьевой уже после обеда никогда не бывает, так как она привозная, – признался аксакал, который здесь живет с 2000-х годов.

В поселке даже газа нет, при этом населенный пункт расположен рядом с городом и носит такое громкое имя!

Как оказалось, таких небольших населенных пунктов в области немало. Например, в Узункольском районе тоже есть село Абай, причем его однажды уже переименовывали, а после вновь вернули имя. Только и там ни воды, ни газа, ни дорог. Интересно, что сказал бы Абай, увидев эти поселки? Думаю точно никого не похвалил бы.

Поэтому вместо того, чтобы называть села и школы его именем, необходимо привести в порядок те места, которые уже названы в его честь. Создать в них все необходимые условия для жизни, чтобы они были достойны такой памяти. Еще один большой вопрос, почему имя Абая предлагают дать отделениям, а не большим и процветающим поселкам? Такое у нас отношение к просветителю? Не с этого ли начинается патриотизм?

Нам нужно научиться любить свою страну так, как любил ее Абай. Хотя великий поэт подвергал резкой критике пороки своего народа, у него была только одна цель – вывести казахов, свой народ, на передовые позиции. А у нынешних руководителей она есть?

Александра СЕРГАЗИНОВА,
фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77