Костанай и костанайцы Образование

Директор, учитель и новатор Гульфия Дандыбаева о том, почему костанайские педагоги не останутся без работы

В гимназию имени М. Горького мы пришли накануне главного сентябрьского праздника – Дня знаний. Уютный школьный двор оказался тихим оазисом из цветов и деревьев посреди гудящих дорожных артерий неподалеку. Здесь и началась наша беседа с Гульфией Тулегеновной.

– Школа всегда начинается со двора. Благоустройство, украшение волнует не только директора, а всех, кто имеет отношение к учебному заведению, а это не только учителя, но и родители. В этом году мы высадили можжевельник: вертикальный, горизонтальный, ползучий. Много гортензий, роз. Это не просто благоустройство, а целый проект, в котором участвовали наши выпускники. Именно они подарили такую красоту, а наша задача теперь за ней ухаживать.

НА ПОРОГЕ

– Гульфия Тулегеновна, а чем отличается атмосфера конца августа от учебных месяцев?

– Это прежде всего выход учителей из отпуска. Все отдохнувшие, обновленные, на энтузиазме, соскучились друг за другом. Собираемся, обсуждаем, как будем начинать учебный год, вспоминаем итоги прошедшего. Готовимся к педсовету, после которого устраиваем обсуждение. Это движение с особым настроением. Люди полны сил и готовы горы свернуть (смеется)! Все ждут наступления 1 сентября.

– В этом году первый звонок прозвучал 2 сентября. Есть мнения за и против. А как вы думаете, надо было переносить?

– Мы все знаем, что 30 августа – День Конституции в этом году выпал на субботу и следовательно был перенесен на рабочий понедельник. Если вся страна отдыхает, то почему учитель в этот день должен работать? Он такой же гражданин, с такими же правами, как и все остальные. Я понимаю, что родители в этот день хотели прийти нарядные в школу, потом провести время со своими детьми, но важно, чтобы и они нас поняли. Стоит подчеркнуть, что мы дополнительно этот вопрос согласовали
с попечительским советом. Нас родители поддержали.

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

– А сколько лет вы в образовании и почему выбрали именно эту стезю?

– Больше 30 лет. А вообще я всегда хотела быть врачом. Хирургом. Но родители мечтали видеть меня учителем. Так и получилось – поступила в педагогический институт. Тогда был большой конкурс, на одно место 12 человек. Я же поступала на основе собеседования, так как была отличницей. Несмотря на то, что моя специализация – учитель начальных классов, в сельской школе мне пришлось переучиться на историка. В Костанай переехала вслед за мужем, начала работать в пед­институте, а дальше был институт повышения квалификации. Это было интересное время! С удовольствием вспоминаю те годы, которые и сделали меня той, какая я сейчас. Это был мощнейший рост моей личности.

– Но уже через определенное время вы применили научно-педагогическую теорию на практике…

– Да, в 2015 меня приглашают на должность директора школы-лицея №2. Это был мой первый опыт. Я сильно переживала, но коллектив был прекрасный, замечательная команда заместителей. Это тоже интересное время, его вспоминаю с огромным удовольствием. Мы работали в команде, столько идей и проектов воплотили в жизнь. Я получила колоссальный опыт.

– И вот наступает 2022-й, и вас переводят в гимназию имени М. Горького. Как вы отнеслись к ротации кадров, когда директора вынуждены менять школы? Что чувствовали в тот момент?

– Согласно правилу, ротация – это прежде всего повышение эффективности управления в школах. Она дает возможность работать в разных условиях. Но на практике эти правила оказались применимы только к директорам городских школ. В селах же руководителей не меняют, так как никто не переедет из одного района в другой. Лично мне было сложно менять коллектив. Я душой и сердцем приросла к школе №2. Мы научились понимать, слышать, чувствовать друг друга. А тут переходишь в другой коллектив, который тоже привык к своему директору, так что это было непросто. Новые педагоги переживают, как с тобой будут работать, ты думаешь, как с ними сотрудничать. Самое важное, о чем думаешь, как не сломать, не навредить и не уйти от тех традиций, которые уже в школе существуют, от системы, которая работает. Но и свое хорошее тоже хочется привнести, поэтому нужен баланс осторожности и твоего желания идти вперед. Сейчас я в новой команде, с отличным коллективом получаю новое развитие. Даже не заметила, как пролетели 3 года.

О СОВРЕМЕННОСТИ

– Команда – это не только учителя, родители, но и ученики. Они сейчас какие? Как бы вы охарактеризовали новое поколение?

– Сейчас молодежь другая – свободная, незакомплексованные, незашоренные. Дети легко могут задать любой вопрос взрослому человеку. И этому маленькому человечку надо дать ответ, потому что он его ждет. Мы не могли так сделать в свое время. У нас был авторитет взрослого. Сейчас все по-другому. Но при этом дети – всегда дети, будем их учить, потому что профессионалы. Мы – учителя.

– А остался ли авторитет учителя в современной жизни?

– Да, порой сталкиваемся с родительской вседозволенностью и несдержанностью, которая становится причиной обидных и даже оскорбительных высказываний. Иногда родители даже учат педагога, как преподавать, забывая, что перед ними стоит профессионал, который не просто ведет уроки, а формирует личность. Школа была и должна оставаться пространством доверия и партнерства.

– Гульфия Тулегеновна, как вы считаете, Закон о статусе педагога – это один из широко рекламируемых документов или все же работающие нормы? Стало ли учителю легче жить?

– Честно, да. Учитель стал более защищенным. У него есть права. Изменилось его положение, позиция усилилась, зарплата стала выше. Появилась уверенность, так как его защищает закон. И голос учителя стал громче, его слышат!

– Кроме педагогической деятельности, вы являетесь и депутатом городского маслихата. Почему решили ступить и на эту дорогу?

– Обе роли требуют огромной отдачи. Но если правильно распределять время, то можно все успевать. Директору надо развивать в себе лидерские качества, и деятельность депутата в этом помогает.

– Работая уже более 30 лет в образовании, встречаясь с коллегами-педагогами из других школ, периодически выезжая за пределы города и области, как оцениваете уровень костанайской педагогики в разрезе республики?

– Мне некорректно будет давать оценку учителям из других городов, но я так скажу – наш костанайский учитель – грамотный, ответственный, компетентный, умеющий читать документы. Он всегда пользуется спросом и уважением за пределами региона. Это я знаю по своим коллегам, которые уехали в столицу, и ни у одного не возникло проблем с трудоустройством. Их забирают быстро!

– В завершение нашей беседы, что ждете от нового учебного года?

– От коллег-педагогов – креативных идей и проектов, которые будут интересны и детям, и родителям. От родителей – участия, активности. Мы хотели бы, чтобы они были и рядом с нами, и детьми. А от нашего руководства ожидаем только поддержки. Верю, что этот год будет интересным для нас, а результаты, которые мы показали в прошлом году, сохраним и приумножим.

– Спасибо за интересную беседу!

Инна ПЕДАН,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77