В ритме города Образование

Для костанайского педагога Динары Клышевой 16 декабря – двойной праздник

Сегодня не только День Независимости, но и ее день рождения

Динара Шакировна уже более 30 лет работает учителем математики. Ее выпускники – студенты технических вузов Казахстана, России, Словении, Кипра, Англии, Франции.

Официальную трудовую деятельность в школе Динара Клышева начала в 1993 году, сразу после окончания Костанайского педагогического института, но точка отсчета лежит еще раньше – в 1987 году, сразу по окончании школы.

– Меня позвали поработать учителем начальных классов в небольшую школу при железнодорожной станции в поселке Дружба. Тогда у меня было всего три ученика! – улыбаясь, вспоминает наша героиня. – Но какой опыт! Тогда я и решила, что точно поступлю в педагогический институт, стану учителем.

Так и вышло. Получив высшее образование, Динара Шакировна пошла работать в СШ №10. А после соединения школ №№10 и 12 и реорганизации гимназии им. М. Горького начала трудиться здесь.
За это время Динара Шакировна видела, как меняются методы и способы обучения. Учителя 90-х строчили задания на маленьких листочках, готовили карточки с задачами к контрольным и самостоятельным работам. А нынешние молодые преподаватели выводят информацию на интерактивную доску.

– Сейчас все очень изменилось. Не скажу, что это плохо. Например, в той же стереометрии детям легче вывести объемную фигуру на экран. Показать ее со всех сторон, используя специальные программы. Это упрощает жизнь, – делится преподаватель.

Кстати, Динара Клышева считает, что важно научить не сокращать дроби, не считать синусы и даже не решать задачи, важно – другое.

– Решать по шаблону может каждый. Для меня задача – научить ребенка думать. Чтобы он не впадал в ступор при виде сложных ситуаций, а начинал анализировать и сам приходил к решению, – отмечает наша героиня.

Уже несколько десятков лет Динара Шакировна готовит школьников к математическим олимпиадам. Они ежегодно занимают призовые места на городских и областных этапах, выходят на республику. И вот там-то и начинаются некоторые проблемы не только у учеников гимназии, но и школьников других школ города.

– Многие столичные школы, которые берут призовые места на республике, освобождают учеников от занятий, чтобы те углублялись в один предмет, – рассказывает учитель.

Действительно, здесь встает вопрос. Или ребенку углубляться в одну дисциплину ради побед на олимпиадах, как это делают в крупных столичных школах. Или изучать все предметы, понемногу вникая в каждый из разделов наук. Но если делать акцент, скажем, только на математике, то можно не получить базовых знаний в области истории или литературы. Здесь выбор стоит за учеником.

Надо отметить, что наша героиня с успехом готовит ребят и для международных олимпиад. Без всяких «освобождений» от других предметов. Например, ее ученики неоднократно выступали на международных лингвистических олимпиадах, где необходимы знания в области математики и логическое мышление. Ребята ездили в Чехию, Индию, Корею. А ученица Диана Мурзагалиева даже заняла 3 место.

В проектах научных работ по математике ее ученики тоже выигрывают призовые места. Так, в 2019 году Камила Наурзбаева стала второй на международном научном конкурсе «Математика и проектирование». Школьница ездила защищать свою работу в Москву.

На вопрос «НК», тяжелее ли сейчас во время пандемии школьникам принимать участие в олимпиадах, Динара Шакировна ответила так.

– Наоборот – сейчас это намного легче. Не нужно тратить деньги и время на дорогу. Можно дистанционно зарегистрироваться и написать олимпиаду. И это будет «прозрачно» благодаря разным прокторинговым системам, – объяснила учительница.

Наша собеседница стала прекрасным примером не только для учеников, которые поступили на бюджет в зарубежные вузы, но и для своих дочерей. Они частично связали свою жизнь с математикой. Старшая Элина учится в аспирантуре в США, углубляясь в физику и математику. Младшая Алина изучает психологию в Екатеринбурге.

Динара Шакировна считает, что не все должны быть математиками, но эта точная наука помогает в повседневной жизни точно.

– Если попросить выполнить одну и ту же задачу математика и не математика, то первый справится с ней лучше, – смеется педагог.

Екатерина БАЙНЯШЕВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77