Экономика

«Дочки» на выданье: Как ситуация с дочерними банками РФ повлияла на рядовых казахстанцев

Антироссийские санкции ударили рикошетом по казахстанскому финансовому рынку – около 9,2 млрд тенге было заморожено на счетах дочерних банков РФ

Спасая активы, российские собственники начали пристраивать «дочек». Пока «матримониальные» планы реализовал только «Альфа-Банк», по остальным ведутся переговоры. Как эти «браки по расчету» отразятся на обычных клиентах, выясняли корреспонденты «НК».

Еще полгода назад российские «дочки» вполне вольготно чувствовали себя в Казахстане. «Сбербанк» входил в тройку сильнейших игроков рынка, уступая только Halyk Bank. Все изменилось с приходом антироссийских санкций. Клиентам ДБ АО «Сбербанк», АО «ДБ «Альфа-банк» и ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан) стали недоступны переводы в долларах, евро и карточные операции, так как международные платежные системы Visa и Mastercard ограничили операции по картам. В рядах вкладчиков началась паника. Казахстанцы принялись массово снимать денежные средства и опустошать депозиты. Как итог – активы российских «дочек» упали за последние месяцы практически в два раза.

«Сбербанк»

Но если у хозяев накоплений был хоть какой-то выбор, то заемщики оказались заложниками ситуации. Им оставалось только ждать, пока их судьба решится наверху. Клиенты ДБ АО «Сбербанк», к примеру, только постфактум узнали о том, что их кредиты перешли в Halyk Bank.

– Моей дочери просто пришло sms-извещение о том, что теперь она обслуживается в «Народном банке», – рассказывает жительница Костаная Балкумыс Досанова. – Она пошла в тот же день в «Народный», там были огромные очереди. В «Сбербанке» дальше проходной ее не пустили. Теперь она платит на какой-то общий счет и переживает, что будет с ее деньгами. Она человек ответственный, вносит по графику ежемесячно 197 тыс. тенге. За 15 лет вместо 17 млн она отдаст 32. Это большие деньги. И почему-то наше мнение при этом нигде не учитывается. Мы взяли кредит в «Сбербанке», а теперь вынуждены обслуживаться в «Народном». Считаю, что если нашей вины нет в форс-мажоре, то нам должны сделать какие-то послабления.

И главный вопрос – насколько вообще правомерен переброс кредитов из одного банка в другой? Как отмечает адвокат Дамир Хамитов, вполне.

– В соответствии со статьей 339 Гражданского кодекса Республики Казахстан право, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке или перейти к другому лицу на основании законодательного акта, – говорит он. – Уступка требования является двух- или многосторонней сделкой, предусматривающей отказ первоначального кредитора от своих прав в отношении должника и их передаче третьему лицу – новому кредитору. Результатом такой сделки является замена кредитора в обязательстве. В юридической практике данный вид договора называют «договором цессии». Уступка займов является общепринятой практикой и обычной процедурой. Именно такое соглашение, в рамках которого по договору цессии была выкуплена часть кредитного портфеля, и подписали Halyk Bank и ДБ АО «Сбербанк» 13 апреля.

Главное условие – дата погашения, график платежей, сумма и процентная ставка остаются для заемщиков неизменными. Экс-клиентам «Сбербанка» пришлось только оформить карту банка и скачать приложение, с помощью которого можно пополнять ее и отслеживать движение средств. Никаких уступок и послаблений для физических лиц банк не предусмотрел, чего не скажешь о клиентах из сектора малого и среднего бизнеса. Как указано на официальном сайте банка, Halyk предоставил предпринимателям, чьи кредиты перешли из «Сбера», двухмесячную отсрочку по плановым платежам за апрель и май. То есть оплатить за предыдущие месяцы можно было до 11 июня без каких-либо штрафов и пени. Пару месяцев передышки клиентам дали для того, чтобы уладить все формальности. В частности, собрать внушительный пакет документов для открытия счета в «Народном». И если ИП смогли открыть счета удаленно, то представителям ТОО для этого пришлось лично посетить отделения банка.

А теперь о дальнейшей судьбе «Сбербанка» в Казахстане. 12 июля вступают в силу санкции, а это значит, что у казахстанцев осталось чуть больше 2 недель на то, чтобы перевести свои вложения и депозиты в другие банки. Часики тикают и у руководства «Сбербанка» РФ, которое до 10 июля планирует закрыть сделку по продаже своей казахстанской «дочки» национальному управляющему холдингу «Байтерек». Если переговоры увенчаются успехом, со временем можно будет вывести банк из санкционного списка.

«Альфа-Банк» и «ВТБ»

Кто не засиделся в «девках», так это «Альфа-Банк», который первым из трех «дочек» сменил фамилию. Мало того, он стал первопроходцем – до этого подобные сделки в Казахстане не проводились. Обычно эта процедура занимает около полугода, но АО «Банк ЦентрКредит» удалось сократить срок оформления до недели. В итоге 5 мая, за день до того, как санкции в отношении «Альфа-Банка» должны были вступить в силу, 100 процентов простых акций «Альфа-Банка» на законных основаниях перешли «БЦК». Как подчеркнул председатель правления «Банка ЦентрКредит» Галим Хусаинов, для них это была очень выгодная сделка.

Банк прошел процедуру перерегистрации и получил новое название – АО ДБ Есо Center Bank. Теперь он может обратиться в управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) и подать заявление для выхода из санкционного листа, условием которого является полная смена «имиджа» – новый акционер, новое название. Также сейчас «Банк ЦентрКредит» работает над выводом замороженных средств клиентов «Альфа-Банка».

Что касается кредитов, условия у заемщиков остались, как и положено по законодательству, теми же. Ничего открывать или оформлять клиентам не пришлось – им просто пришли sms-уведомления с номерами счетов для погашения кредита.

Пока больше всего вопросов по дальнейшей судьбе ДО АО «Банк ВТБ». И это несмотря на то, что он довольно сильно пострадал от санкций – на его материнский банк наложили максимальные ограничения. Результатом стал резкий отток депозитов, который в феврале превысил 60%. В апреле банк получил убытки на сумму 14 млрд тенге. Неудивительно, что уже в начале мая председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова заявила, что «ВТБ» ищет инвесторов, заинтересованных в его приобретении. Однако информации о претендентах на руку и капиталы «дочки» пока нет. Зато сам «ВТБ» выступил с заявлением о намерении докапитализировать свой дочерний банк в Казахстане.

– Банк «ВТБ» (Казахстан) является резидентом Республики Казахстан и работает в стране более 13 лет. Акционер выражает доверие и оказывает полную поддержку банку. Мы четко видим новый путь развития «ВТБ» в Казахстане и заняты трансформацией бизнес-модели. Увеличение капитала позволит банку повысить устойчивость и реализовать совместно определенные с акционером задачи, – отметил председатель правления банка «ВТБ» (Казахстан) Дмитрий Забелло.

То есть пока для казахстанских клиентов «ВТБ» ничего не меняется. Заемщики остались при своем, те, кто еще не перевел депозиты в другие банки, – тоже.

Между тем Агентство по регулированию и развитию финансового рынка заявляет, что поводов для беспокойства нет: дочерние предприятия российских банков являются платежеспособными. В настоящее время у них сохраняются депозиты физических и юридических лиц на сумму порядка 500 млрд тенге, тогда как ликвидные средства на сегодня составляют около 590 млрд тенге. То есть все финансовые обязательства перед физическими и юридическими лицами банки в состоянии исполнить.

По какому сценарию будут дальше развиваться события, эксперты не берутся прогнозировать, ясно пока одно: российские «дочки» потеряли былое влияние на финансовом рынке Казахстана, и даже если санкции снимут в ближайшее время, смогут ли они зайти в эту реку во второй раз, – большой вопрос…

Арина ФИСЕНКО, карикатура
из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77