ЖКХ

Дома в районе Колесных рядов в Костанае будут выкупать в две очереди

Для того чтобы освободить сразу весь район, в бюджете нет средств.

Об этом сообщил аким Костаная Марат Жундубаев на встрече с жителями 69 домов, организованной вчера, 31 марта.

Жундубаев акцентировал внимание на том, что пришел беседовать с населением лично, чтобы расставить все точки над «i».

— Чтобы у вас потом не было ощущения недосказанности и вы меня не искали. Сейчас я вам окончательно все скажу, постараюсь понятно объяснить. Мы пригласили жителей 69 домов, которые пострадали в прошлом году во время паводка. Тогда вам была оказана помощь в полной мере от государства. Для информации: в прошлом году мы утилизировали 112 домов, и их владельцы получили квартиры. Жилье приобретали по предельной цене — 22 млн 888 тысяч тенге, также предоставили 14 домов в «Кунае», — начал Марат Жундубаев. — Остались ваши дома, по которым было принято решение о выкупе, чтобы в дальнейшем избежать повторного затопления. Это не изъятие — ни в коем случае. Ваши участки мы приобретаем, а затем выплачиваем денежную компенсацию.

На эти нужды было выделено 1 млрд 300 млн тенге. Планировалось, что, если этих средств не хватит, в бюджете найдутся дополнительные деньги. Но — немного.

— На сегодня ситуация складывается так, что денег не хватает. Оценочная компания показывает, что необходимая сумма увеличилась в два раза — нужно еще порядка двух миллиардов тенге. Соответствующую бюджетную заявку мы направили в областной акимат, но получили ответ, что средств нет. Поэтому я вам сейчас объявляю: мы от своих планов не отказываемся, но делим их на две очереди. В первую очередь под выкуп идут 34 участка ниже улицы Красный Кузнец, по направлению к Тоболу. Выбрали этот вариант, потому что участок наиболее опасен. Мы идем от реки. Понятно, что в дальнейшем строительство там невозможно — ничего, кроме парка. На этой территории есть два участка, у владельцев которых имеется разрешение на строительство, но это бизнес — мы их оставим. Что касается 35 домов выше улицы Красный Кузнец, их выкуп будет перенесен на следующий год, — объяснил аким.

По 20 участкам из списка вопросов нет — в ближайшее время их владельцы получат деньги, выплаты начнутся в апреле.

— Остаются 14 участков. Из них шесть имеют высокую оценочную стоимость, по которой у специалистов, в том числе и у меня, есть сомнения. Мы имеем право провести повторную экспертизу оценки. Это займет примерно месяц. Если экспертиза подтвердит текущую стоимость — выплатим столько, сколько есть. Наших планов это не отменяет. Никто не хочет вас обделять, но цена, на мой взгляд, завышена. Что касается еще шести домов, их документы пока в работе — идет процесс оформления, вступления в наследство и так далее. Мы проделали большую работу, помогли всем восстановить документы. Благодаря тому, что мы начали эту процедуру, люди смогли привести свои дома в порядок, — сказал аким.

Собственники домов, жилье которых выкупят и которое пойдет под «слом», смогут забрать строительные материалы, крыши, заборы и т. д. Дорогостоящие постройки, например, кирпичные дома, являются собственностью государства. Эти нюансы лучше уточнить в акимате.

— Хозяева 34 домов первой очереди, сразу вас прошу — не занимайтесь огородами, потому что мы скоро приступим к утилизации домов. Что касается второй очереди — до следующего года можно жить на своих местах, — сказал Марат Жундубаев.

Аким отметил, что ни по одной оценке не было возмущений со стороны жителей, никто не оспаривал результаты в судах.

— Это значит, что никто никого не ущемляет. Что обещали, то и даем. Никто вас не бросает, вторым этапом мы дойдем до вас. Если кто-то будет упираться — без проблем, можем оставить вас на вашей земле. Но здесь важно понимать, что главное — безопасность жителей. А на берегу реки ее сложно обеспечить, — заключил свое выступление аким.

После этого начались вопросы.

Жительница Колесных рядов Валентина Грубенко выразила возмущение по поводу пересмотра оценки ее дома.

— Если пересматривать, то по всем домам, — предложила женщина.

— Я уже сказал, что есть сомнения. Что касается вашего дома, то такой же в центре города стоит намного дешевле. Я, как аким, отвечаю за бюджетные деньги. Завтра придут правоохранительные органы и будут спрашивать, на какие цели были выделены эти средства и почему выдана именно такая сумма. Это двойной бюджетный контроль, никаких претензий к вам нет. Если экспертиза подтвердит оценку — выплатим, — ответил Марат Жундубаев.

— Меня не устраивает, что экспертиза проводится только для дорогих домов, — продолжила Валентина.

— А я не обязан вас устраивать в данном случае. Я, как представитель акимата, как ответственный за бюджетные средства, лично сомневаюсь. Специалисты тоже сомневаются. Если вам нечего бояться — экспертиза подтвердит оценку, — заключил аким.

Также прозвучал вопрос об улице Тобольской, которую тоже затапливало, но о ней, похоже, забыли.

— До улицы Тобольской тоже дойдем, — заверил Марат Жундубаев.

Те, кто остается в своих домах до следующего года, интересовались, будет ли проведена новая оценка и каковы будут условия жизни.

— Что у нас будет с газом, водой? Мусор будут вывозить? — спросила Елена Юбина.

— Оценка будет новой, текущая уже не имеет значения. Ориентировочно стоимость останется прежней. Что касается коммуникаций — отключать вас, конечно, никто не будет, — заверил градоначальник.

У некоторых возникли проблемы посерьезнее невывезенного мусора.

— Я остаюсь во второй очереди, как стало понятно сейчас. А до этого нам сказали искать жилье. Мы внесли задатки, что теперь делать? Потерять эти деньги обидно, суммы немаленькие. Кто-то должен за это отвечать, — высказался местный житель Сергей.

— С задатками разбирайтесь сами, сразу вам говорю. Я понимаю, если бы у вас был договор с нами, если бы вам уже перевели деньги. Я извиняюсь, что сложилась такая ситуация, но давать задатки вас никто не просил. Одно дело — присматриваться, но решать эти вопросы вам придется самостоятельно, — ответил аким.

Некоторые жители, наоборот, намерены развивать бизнес на выкупаемом участке.

— Я живу ближе всех к парковой зоне. Хочу построить большой ресторан на берегу Тобола, перевести участок из ИЖС в коммерческую недвижимость. Ваши деньги мне не нужны, они у меня есть. Но на каком основании на моей земле юридические ограничения от госорганов? Почему мне запрещено строить или даже продавать свою землю? — недоумевал Виталий Остапенко.

— Виталий, в зоне изъятия никто вам не даст разрешение на строительство. Это рекреационная зона. Если вы раньше не запрашивали АПЗ на строительство, то теперь его точно не дадут. Давайте рассмотрим другой участок для ресторана — мы готовы работать индивидуально с каждым, — отметил аким.

Житель дома № 44 на улице Красный Кузнец спросил, может ли он остаться в своем доме и не продавать его.

— Если хотите — оставайтесь. Но если будет затопление, риски возьмете на себя? — спросил аким.

— Возьму, — ответил мужчина.

— Хорошо, подпишите бумагу, и останетесь, — сказал Жундубаев.

Помимо этого, жители подняли вопросы о стаях бродячих собак, разрухе и несанкционированных свалках. Все эти проблемы пообещали взять под контроль.

Полина ЦИММЕР,
Фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77