Выпускать редукторы и литые детали для спецтехники КамАЗ будут в Костанае
Два завода, строительство которых начнется в 2020 году, разместятся на 31 га Индустриальной зоны.
Сейчас поодаль от этой территории уже реализуется бизнес-план по производству тракторов «Беларус» и «Кировец». Здесь подведена инженерная инфраструктура, в сентябре завершат строительство железнодорожных подъездных путей, а в октябре планируется запуск работы совместно с АО «АгромашХолдинг KZ».
Вообще же машиностроение определено приоритетным направлением индустриального развития Казахстана, в том числе Костанайской области. Оттого в регионе так много проектов, которые уже реализуются в этой сфере и будут реализованы в будущем. И эта тема стала главной на совещании правительственной делегации, побывавшей накануне с рабочим визитом в Костанае.
— В данный момент 57% автомобилей страны произведены в Казахстане. За две пятилетки автомобилестроение стало одним из драйверов машиностроительной отрасли РК. За семь месяцев этого года предприятиями произведено свыше 24 тысяч авто. В планах достижение отметки в 60 тысяч авто, – рассказал министр индустрии РК Роман Скляр.
С появлением новых автомобилей появилась потребность ликвидации устаревшего парка. Для этого была запущена программа стимулирования производства экологически чистых авто и их компонентов. Такое решение вместе с введением утилизационного сбора позволило сократить приток старых и экологически небезопасных автомобилей в нашу страну. В результате с 2015 года количество новых авто увеличилось на 27%. А парк старых сократился на 14,5%.
Теперь ввести утилизационный сбор планируют и на сельскохозяйственную технику.
ЕЗЖУ В ПОЛЕ НА НОВЕНЬКОМ LOVOL
Программа индустриализации позволила нарастить объемы производства сельхозтехники за 2010–2018 годы более чем в два раза. По итогам прошлого года выпущено 360 комбайнов и 366 тракторов, за первое полугодие текущего – 150 комбайнов и 453 трактора. Но этого все равно недостаточно.
— Для повышения производства необходимо внедрение поддержки отечественных поставщиков, которое позволит загрузить наши предприятия, расширить спектр производимой техники, создать рабочие места в отрасли и предложить аграриям качественный отечественный продукт. В настоящее время 65% тракторов и 45% комбайнов эксплуатируются более 15 лет. Введение утильсбора не повлияет на стоимость новых тракторов. Эта мера позволит искоренить параллельный ввоз техники, которая уже производится в нашей стране, – отметил Скляр.
Идею о вводе утильсбора поддержал аким области Архимед Мухамбетов.
— Сейчас этот вопрос активно обсуждается с участием центральных государственных органов, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», производителей и других заинтересованных сторон. Просим поддержать эту инициативу по причине очевидных преимуществ для субъектов отрасли. В связи с предполагаемым введением утилизационного сбора уже прорабатывается вопрос организации производств комбайнов Claas, Acros, тракторов Claas,
«Кировец», – обратился к министру Архимед Мухамбетов.
В принципе, предприятию АО «АгромашХолдинг KZ» уже есть что предложить аграриям. В мае этого года запущено сборочное производство тракторов марки Lovol. Мощность завода до трех тысяч единиц техники в год. На старте новый проект по производству тракторов «Кировец» с проектной мощностью до 700 тракторов в год и объемом инвестиций более 3,5 млрд тенге.
Кроме того, совместное предприятие АО «АгромашХолдинг KZ» и ПАО «КамАЗ» по выпуску редукторов и литых деталей для спецтехники начнет работу уже через пару лет.
— Возводить завод будем в 2020 году, а в 2021-м начнется поставка оборудования. Те инвестиционные условия, которые создают местный акимат и правительство, очень нас заинтересовали. Поэтому мы и предложили здесь реализовать два нужных «большому КамАЗу» дела. Мы заберем все, что будет производиться здесь, на свой завод, – рассказал директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин.
Появление нового производства потребует подготовки квалифицированных специалистов. Для этого в городе планируют запустить Научно-образовательный центр.
Этим делом решила заняться ректор КГУ им. А. Байтурсынова Алма Дощанова. Она представила Премьер-министру проект «Инжиниринговый центр: инновационный научно-образовательный кластер машиностроения». Партнерами вуза станут ТОО «СарыаркаАвтоПром», ПАО «КамАЗ» и ТОО «АгромашХолдинг KZ».
— В рамках проекта мы создадим международный консорциум с привлечением ученых из России и Европы. И самое главное – будет заинтересованность нашей молодежи. Остановим ее отток, разработаем новые программы обучения, появятся новые рабочие места, будем развивать науку, что тоже немаловажно, – отметила Дощанова.
Такие планы и новшества Премьер-министр РК Аскар Мамин оценил и обещал помочь с их скорейшим внедрением.
НАШ ЦЕМЕНТ НЕ ПОДДЕЛАЕШЬ
Кроме авто и сельхозтехники, Костанайской области еще есть чем похвастать. Разобравшись с состоянием дел в Костанае, правительственная делегация тронулась в Рудный. А там министров во главе с кабмином уже поджидали на цементном заводе. Напомним, после многочисленных попыток, этот проект все же заработал в марте текущего года.
Мощность предприятия – 500 тысяч тонн клинкера в год. Это основа для производства марочного цемента, здесь их производят три.
Сырье на 87% казахстанское, дополнительно в состав цемента входят шлак из Магнитогорска и гипс из Челябинска. Сбыт продукта идет в Костанайскую, Акмолинскую и Актюбинскую области. Планируется экспорт в Россию: Башкирию и Челябинскую область.
Цемент реализуют по четырем основным направлениям: фасовка в мешки по 50 кг, упаковка в мягкие контейнеры (бигбэги) по одной тонне, отгрузка в хоппер-цементовозы и отгрузка в авто-цементовозы. На сегодняшний день произведено 21 400 тонн цемента.
— На заводе установлено сложное современное оборудование китайской и итальянской компаний. Также работают российские краны. С поставщиком мешков под цемент мы будем разрабатывать специальное клеймо, для того чтобы обезопасить покупателей от контрафактного продукта – его подделать будет невозможно, – отметил директор РЦЗ Артем Макласов.
Обойдя новый упаковочный цех завода, Премьер-министр обратился к присутствующим.
— Президент РК поддержит ваше предприятие, оно будет стабильно работать. Я в этом уверен. Удачи всем вам, – сказал Аскар Мамин.
МОЛОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ
ТОО «Лидер-2010» работает уже три года, на данный момент почти вышли на полную мощность. ТОО выпускает 70 наименований молочной продукции. Самые популярные из них – «Тан», сгущенка и топленое молоко. Помимо Казахстана, ТОО «Лидер-2010» поставляет свою продукцию в приграничные города РФ.
— Экспортируем продукцию в Уфу, Екатеринбург и Челябинск. Перерабатываем около 23 тонн молока, пока нам хватает этого количества. В планах добавить еще пару наименований товара. Люди полюбили нашу продукцию и активно покупают ее, – отметил директор ТОО «Лидер-2010» Александр Лигай.
Делегацию провели по современному цеху производства, ознакомили с процессом приготовления и ассортиментом продукции.
Вот такая насыщенная экскурсия получилась у правительственной делегации по костанайской индустриализации.
Всего же с начала действия программы в регионе введено 90 значимых проектов на сумму 150,3 млрд тенге, создано более пяти тысяч рабочих мест. В ближайшие годы планируется открытие еще порядка 40 новых предприятий.
Полина ШКАРУБО
Фото Багдада АХМЕТБЕКОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77