Делать людей ближе и открывать им огромный мир с помощью Интернета – в том числе это и миссия Сергея Дмитриенко, его дочери Олеси и сына Константина – династии, которая объединяет представителей трех профессий и одной компании.
– У нас и телефона-то не было, в Затоболовке в свое время он считался роскошью, – начинает рассказ глава семьи.
Отец Сергея Дмитриенко родом из Казахстанца, мама сибирячка, приехавшая сюда по распределению. Оба работали в геологии, но сын по их стопам не пошел. В профессию почти 33 года назад его привел родственник со стороны супруги – Юрий Швагер (в Казахтелекоме он прошел путь от электромонтера до ведущего инженера, а сейчас на пенсии). Именно Юрий стал для Сергея наставником и научил главному: если взялся за дело, то доводи до конца и делай так, чтобы потом не было стыдно за результат.

Родоначальник династии тоже начинал электромонтером, но уже больше 20 лет работает кабельщиком. Еще он бригадир: отвечает не только за себя, но и за коллег.
– От АТС – автоматической телефонной станции – расходятся многопарные медные кабели, мы их обслуживаем. Мало устранить неполадку, нужно еще и «прозвонить» – убедиться в том, что связь налажена, – говорит сотрудник Казахтелекома.
Один кабель может содержать до 600 пар провода (в более крупных городах – до 1200!). Как же при разрыве восстановить соединение? Сергей объясняет: если кабель новый, то для него, как правило, применяют международную расцветку. Если старый, приходится «прозванивать» каждую пару. Для этого есть специальное оборудование, но связист действует по старинке, с помощью трубки – той самой, от дисковых телефонов.
– Кнопочные здесь не годятся, – уточняет он, – да и дисковые все же удобнее. Неполадки можно услышать по специфическому звуку, это приходит с опытом.
Сергей много бывает в командировках (на следующий после интервью день специалист на неделю уехал в район имени Беймбета Майлина – участвовать в переносе АТС). Выезды по заявкам и планово-профилактические работы – его смены проходят стандартно. Но есть и особые случаи.
Например, 7 апреля 2020 года после сильного бурана связист еле выбрался из дома, за ним в Тобыл даже присылали машину. И все же больше запомнилось другое ЧП.
– Электрики «перепилили» 1200 пар, и весь район аэропорта остался без связи. Мы только двое суток раскапывали яму – земля в марте была еще мерзлой, – вспоминает кабельщик.
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ
Супруга Сергея работает в больнице. Их старшая дочь, хотя и не врач, но уже 11 лет по-своему помогает людям. У нее тоже есть белый халат.
– Это наша форма, – улыбается Олеся Дмитриенко. – Я электромеханик кроссового оборудования и моя задача – отрабатывать заявки абонентов.

Олеся всегда знала, что будет связистом. Целенаправленно отучилась на электромонтера, и когда в Казахтелекоме появилась вакансия, устроилась на одну из АТС. Ее работа сочетает, с одной стороны, монотонный алгоритм за компьютером, с другой – живое общение с людьми.
– Абонент звонит на номер 165, оставляет заявку – это может быть разорванное соединение или другие неполадки, и она уже приходит к нам. Либо тестируем линию с помощью программ, либо отправляем специалиста, – поясняет собеседница. – При закрытии заявки обязательно созваниваемся с абонентом, чтобы получить обратную связь. Бывают и форс-мажоры, когда происходят массовые порывы. Сложность здесь только в том, чтобы обзвонить всех абонентов. Кого-то, например, нет дома – звонишь на сотовый номер. Для нас важно убедиться, что у клиентов Казахтелекома все работает.
Для многих читатели кросс – это бег. Но не для связистов. Кроссовое оборудование объединяет устройства и инструменты, обеспечивающие коммуникацию. Например, от АТС кабели тянутся к шкафам, а уже оттуда в дома и организации. Олеся подтверждает: при переходе на оптику работы на кроссе действительно стало меньше. Но это компенсируется внедрением новых компьютерных программ, которые, впрочем, электромеханик быстро осваивает.
ДМИТРИЕНКО-МЛАДШИЙ
В день интервью смена Константина началась необычно – не с разнарядки, а с отчетов. Он как раз вернулся из Актобе, где участвовал в конкурсе профмастерства. Как и в прошлом году, в этот раз привез домой призовое место.
– Мы должны были смонтировать оптическую распределительную коробку, – говорит инженер-измеритель по оптическим линиям связи. – Выезжали на «живую» линию, то есть на следующий день на эту коробку подключали абонентов. Целый микрорайон как раз переводили с меди на оптику. В принципе, это то, чем занимаюсь каждый день.
Продолжатель династии всегда хотел работать в Казахтелекоме. Но попал сюда не сразу – первое время специализировался на обслуживании систем GPS на сельхозтехнике. Появилась возможность – устроился кабельщиком и некоторое время даже был с отцом в одной бригаде. Константин тянул телефонные линии и устранял повреждения в течение трех лет, после чего попробовал себя в должности электромеханика.

– От измерений линий связи зависит скорость Интернета и в целом качество услуг, которые предоставляет Казахтелеком, – уточняет инженер. – Важно проводить профилактические измерения: мы выявляем кабели, требующие ремонта, еще до поломки, до того, как абонент подал заявку. Напряжение на медных линиях хотя и слабое, но всегда соблюдаем правила охраны труда и безопасности.
РАБОТА НА СКОРОСТИ
Новые технологии – новый функционал. Сейчас Константин специализируется на оптических линиях связи, где скорость Интернета несравнимо выше. Небольшой ликбез от собеседника: по, образно говоря, тонким (тоньше человеческого волоса!) стеклянным трубкам сигнал передается с помощью светового излучения. Он более устойчивый, на него меньше влияют атмосферные и электрические помехи.
– Оптика требует большей аккуратности. Если по медному волокну скрутил две жилы, и все работает, то здесь нужны специальные инструменты, точно настроенные приборы. Любая погрешность сказывается на пропускной способности, – говорит связист.
Он не просто свидетель, а участник прогресса. Часто ездит в командировки в районы, которые благодаря специалистам Казахтелекома постепенно переключаются на оптику. Цель у Константина и его коллег одна – обеспечить людей качественным интернетом.
В ТРЕТЬЕМ ПОКОЛЕНИИ?

В выходные вся семья любит собираться в беседке на собственном участке или выезжать на природу. Здесь всегда и самые маленькие: дочке Олеси 9 лет, сыну четыре. Внук Сергея еще не дорос, а вот внучка совсем по-взрослому размышляет о перспективах. Выбирает между профессиями учителя и врача, а иногда объявляет: «Буду как дедушка!»
Елена НОВАК,
фото Ларисы БОЖКО
и предоставлено героями материала
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
