Костанай и костанайцы Социум

Два поколения костанайской семьи служили и продолжают служить маленькому зрителю

Театральный стаж этой династии относительно небольшой – не наберется и четверти века. Но в нашем случае он измеряется все же не годами, а тысячами детских улыбок и восторженных взглядов.

В жизни Любови Шестаковой было три театра: два кукольных и один кукол (разница есть!). Первый появился еще детстве. Представьте себе большой дом у озера в тогда еще поселке Затобольск, много деревьев, цветов. Двери этого дома всегда были открыты, и возле него часто собиралась ребятня, а маленькая Люба показывала местной публике представления с участием сшитых ею кукол.

Время второго настало через много лет, когда, успев поработать учителем, она пришла устраиваться в местный дом пионеров. В кабинете директора на шкафу заметила коробку – в ней пылились куклы-петрушки. Так, бесхозный инвентарь получил вторую (а может быть, и первую) жизнь. Спустя всего несколько месяцев методисту доверили руководить домом пионеров, но кукольный театр и своих маленьких воспитанников она не оставила.

Более того, некоторые из сценариев Любовь Сергеевна впоследствии использовала в спектаклях легендарного театра, расположившегося в самом центре Костаная.

Но это будет потом, а пока своей чередой шли (летели!) насыщенные будни в доме пионеров, потом в отделе культуры Костанайского района, который Шестакова возглавляла около десяти лет. При ней был построен ДК «Золотой колос», и только она знает, сколько туда было вложено сил и переживаний. Перевод на руководящую должность в театр кукол (это предложение поступило от Виктора Ремезова, возглавлявшего тогда областное управление культуры) стал отдушиной, спасением. В особенный мир на улице Толстого Любовь Сергеевна пришла в 1987-м, на следующий год после открытия. Интересно, что до этого она ни разу не заходила в здание (последние 25 лет здесь располагается гостиница «Айдана Плаза») и не видела ни одного спектакля – настолько была загружена.

МАЛЕНЬКАЯ ВСЕЛЕННАЯ

– Пришла в театр, и голова закружилась! – вспоминает Любовь Сергеевна. – Мне показали места в верхнем ряду, которые всегда свободны для режиссера и директора. Посмотрела спектакль – так хорошо стало, душа откликнулась.

Не прошло и года, как Шестакова отправилась в Москву на курсы повышения квалификации. Она до сих пор помнит слова, сказанные Роксаной Сац (театральный деятель, дочь Натальи Сац, которую называли «матерью детских театров мира»): «Если ребенок до пяти лет не принимает витамин N – нравственность, то вырастет оболтусом или хулиганом».

– Такой витамин нужно давать своевременно, – уверена собеседница, – более того, кричать на детей не надо, нужно с ними разговаривать. А кто с нами разговаривает? Герои наших спектаклей – малыши их любят и слушают.

Вместе с театром Любовь Шестакова сумела выстоять в самое сложное время. В лихие 90-е выживали как могли: выступали на птицефабрике – гонорар получали куриными яйцами, пели и плясали перед сотрудниками магазина «Океан» – увозили с собой консервы. Когда во многих организациях отключали отопление, в театре кукол было по-прежнему тепло. И в переносном смысле тоже. Переступая порог, дети оказывались в собственной вселенной. Маленьким здесь было все: сцена с расписанным занавесом, раковины, деревянные фигурки в фойе, гардероб, который резными элементами украсил чудо-мастер Рашид Сабиров. Любовь Сергеевна показывает шкатулку тонкой работы из обычного куска карагача. Это подарок того самого конструктора с золотыми руками. Вместе с супругой он переехал в Германию только после того, как узнал об участи театра. Куклам и их верным помощникам не дали доиграть 13-й сезон…

О закрытии, точнее объединении с театром драмы, Любовь Сергеевна до сих пор вспоминает с болью. Она уверена: театр можно было сохранить, а нехватка денег на содержание стала всего лишь предлогом. Но одного желания – ее, коллектива, армии благодарных родителей – было недостаточно. Практически сразу Шестакову перевели на другую должность: когда с Толстого перевозили вещи, она уже принимала дела в ДК «Юность», который позже переехал в здание бывшего ДК железнодорожников. Именно новый руководитель добилась того, чтобы Дом культуры внесли в дорожную карту и капитально отремонтировали – впервые за 30 лет. По иронии судьбы это здание в 2012 году стало новым домом театра кукол. К тому времени Любовь Сергеевна окунулась в профсоюзную деятельность – ее способность везде наводить порядок пригодилась в областном профсоюзе работников культуры, спорта и информации.

РОДДОМ И НЕ ТОЛЬКО

В областном театре кукол сезон начнется только в октябре. Но затишье кажущееся. Театр готовится встретить международный фестиваль Kostanay Puppet life, а до этого, буквально на следующей неделе, труппа отправится в Актау – представить творчество на еще одном фестивале.

– Сезон откроется постановкой Нелли Жуламановой на тему основ безопасности жизнедеятельности. На сцене оживет бытовая техника: газовая плита, микроволновка… Больше пока ничего не скажу, а то станет неинтересно, – улыбается главный художник театра Александра Кравцова, дочь Любови Шестаковой.

Дважды в одну реку не вой­дешь, а она смогла. После декретного отпуска 11 лет назад попробовала себя в роли помощника режиссера. Почувствовала – не то. А еще через год пришла на премьеру постановки «Ястребок».

– Сам спектакль замечательный, его делала Юлия Семенова, очень понравилось! Но смотрела не как зритель, а подмечала нюансы: тут бы сделала так, а здесь бы вот так. После разговорились с художественным руководителем театра Геннадием Ивановым, он пригласил меня на работу, – рассказывает продолжательница династии.

Как главный художник, она отвечает за создание кукол – помогают в этом умельцы художественного и бутафорского цехов. Персонажи сначала возникают на бумаге – в сценарии будущей постановки. Затем образ появляется в голове художника и только потом в эскизе, детали которого обговариваются с режиссером. Александра знакомит нас с совсем не страшным, а скорее, обаятельным Кощеем из спектакля «Пожар Тышилыч».

Первая и самая любимая кукла давалась тяжело: мастер переделывала ее несколько раз и не отходила от бутафора Любови Липинской, все время у нее что-то спрашивала. Она до сих пор благодарна Любови Михайловне и всем, кто в те моменты помогал начинающему художнику.
Кощей – мужчина гордый, не жалуется. Но видно, что у него вот-вот выпадет золотой зуб.

– Пора менять на керамику, – шутит Александра. – А если серьезно, то здесь у нас прежде всего роддом – мы же создаем кукол. Они живут, бегают, прыгают. Кто-то ногу сломал – нужно наложить гипс, кто-то животик поранил – тоже требуется хирургическое вмешательство. Получается, что и лечим тоже. Куклы для меня – это не просто изделие. Но и детьми назвать их не могу. Это личности, и каждая со своим характером.

ИЗ ДЕТСТВА

Саша Шестакова выросла среди кукол и чувствовала себя в театре как дома. Она еще даже не пошла в школу, а уже знакомилась в закулисье с азами создания спектаклей. Как здесь не выбрать творческий путь в жизни? Художественная школа (талант унаследовала от отца), колледж культуры и институт «Зерде»; профессии, связанные с прекрасным: мастер маникюра, визажист, сотрудница выставочного зала, оформитель. Александра признается: она ремесленник с макушки до пяток. Спустя десять лет работы в театре ей по-прежнему есть чему поучиться, ведь нет предела совершенству, как и нет той границы, где заканчивается сказка.

P.S. Буратино и его друзья на протяжении всего повествования искали золотой ключик и дверь, которую он откроет. У Любови Шестаковой и Александры Кравцовой такой ключ был всегда. Они точно знают: любовь к тому, что делаешь, открывает все сердца – не только детские.

Елена НОВАК,
фото Ларисы БОЖКО
и предоставлено героями материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77