Костанай и костанайцы

Две буханки для Ильича

В этом году исполняется 55 лет со дня посещения Костанайщины Леонидом Брежневым

Это был первый и единственный визит Генсека на целину.

В пригородном Мичурино до сих пор сохранилась резиденция для высокопоставленных гостей, где ночевал Леонид Ильич. В своей авторской книге «Жизнь в перестройках» почетный гражданин Костаная, ветеран ВОВ Дмитрий Яковлевич Брусник вспоминает, что Леонид Ильич приехал на целину по приглашению тогдашнего первого секретаря Кустанайского обкома партии Андрея Бородина. Вместе с ним прибыли первый секретарь ЦК Компартии КазССР Динмухамед Кунаев и председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Встреча первых лиц Союза прошла на полях совхозов им. Лермонтова (ныне – поселок им. И. Омарова, Алтынсаринский район), им. Докучаева и «Сорочинский» Урицкого (Сарыкольского) района.

– Приезд видных государственных деятелей помог впоследствии решению многих проблем целинного земледелия, строительству совхозных поселков, дорог и электростанций. Димаш Ахмедович Кунаев, подойдя ко мне вплотную, предупредил, что приезд Брежнева следует использовать для решения тех проблем, которые я выдвигал на последнем совещании ЦК. И здесь главное – показать Подгорному целину, ведь до сих пор в верхах продолжается дискуссия о затратах на освоение залежных земель, – вспоминает Брусник, бывший на тот момент первым секретарем Урицкого райкома. – Брежнев, кстати, первым и попросил сделать остановку, увидев поле ржи, принадлежащее Лермонтовскому совхозу. Спросив, сколько мы отводим земель под посевы этой культуры и, узнав, что сеем мы ее мало и к тому же выращиваем на корм скоту, встрепенулся: «Жито всегда ценилось на столе, почему же вы так мало его производите?». Я пояснил, что закупочные цены на рожь чуть ли не вполовину ниже, чем на пшеницу, поэтому нам это невыгодно. Леонид Ильич, очень внимательно слушавший нас, заметил, что «в правительстве стоит внимательно рассмотреть вопрос цен на сельхозкультуры и особо на рожь: дать ей выход и на целине».
Вторая остановка была сделана на пшеничных полях совхоза «Сорочинский», где гостей встречал его директор Кузьма Харченко.

Дмитрий Яковлевич Брусник очень подробно в своей книге описал визит Леонида Брежнева

– Подгорный восхитился состоянием посевов, поинтересовавшись прогнозами на будущий урожай, – рассказывает Дмитрий Яковлевич. – Кузьма Иванович ответил, что ожидается получить с гектара по 30-35 центнеров зерна, если будет своевременное транспортное обеспечение. В беседу включился Кунаев, который отметил, что на этом этапе и завязан узел целинных проблем. Я продолжил, что нам нужна могучая техника. Тогда мы только начали получать тракторы К-700: хорошая машина, но дорогая, как и не сделано пока на нее ни одного широкозахватного, равного ее мощности, прицепного орудия для обработки почвы и посева. Приходится делать различные сцепки, которыми работают тракторы ДТ-54. Кунаев уточнил, как мы отвозим хлеб от комбайнов. Мы пояснили, что приходится на период уборки хлеба приглашать военные машины, но они, как правило, маломерные, приходят с опозданием, комбайны простаивают в погожие дни, да и к тому же очень дорого обходится их обслуживание. Леонид Ильич признал, что было ошибкой приостановить проектирование и строительство автозаводов, сделав ставку на выпуск тракторов «Беларус». Его мысли поддержал Кунаев, продолжив, что производство широкозахватной техники для целины будет в ближайшее время решено в республике за счет расширения мощностей завода «Казсельмаш», но вопросы ускоренного выпуска автомобилей следует решать уже сейчас, не питая больше надежд на «Беларус» как на транспортное средство. Этот трактор нужен для обработки пропашных культур, кормопроизводства, обслуживания животноводческих ферм, а на поля нужны были большегрузные машины.

Указали целинники и еще на одну проблему – на обработку полей от сорняков гербицидами. Кунаев заострил внимание гостей и на не менее важном аспекте – развитии отечественной «химии». Высказался Димаш Ахмедович и о том, что не хватает целинникам легковых автомобилей, хорошей радиотелевизионной аппаратуры и мебели. Подгорный же поинтересовался, как себя чувствуют прибывшие на поднятие залежных земель украинцы.

– Я ответил, что они акклиматизировались. Есть немало примеров тому, как теперь к детям с Украины приезжают их родители, – добавляет Брусник. – Меня дополнил Кунаев, что в наших совхозах трудятся не только украинцы, но и русские, белорусы, молдаване, татары. Как нигде, именно на целине собрались люди практически всех национальностей и не только нашей страны. Есть здесь поляки, чехи, венгры. Вот так и зарождалась новая целинная нация. Все мы теперь – и украинцы, и русские, и белорусы – сыны Казахстана, целинники. Живем дружной семьей, не замечая национальных границ, создавая свои общие традиции!

Пользуясь случаем, Брусник озвучил несколько пожеланий. Одной из насущных проблем был дефицит квалифицированных кадров, для подготовки которых было решено открыть в Урицке сельскохозяйственный техникум, действующий и поныне. Сказывалась на целине и нехватка лесоматериалов. Дмитрий Яковлевич попросил Брежнева привозить лес из тайги. Буквально через полгода в Красноярском крае заработал Урицкий лесотехнический участок, откуда ежегодно начало поступать по 35-40 тыс. кубометров леса, шедших на возведение домов, больниц, клубов, магазинов, детсадов.

– В принципе, все, о чем мы тогда говорили Леониду Ильичу, он взял на заметку и слово свое сдержал, – акцентирует собеседник. – В целом на полях Урицкого района он пробыл около четырех часов. К его визиту мы разбили палатку, вызвали из Кустаная лучших поваров. Очень хотелось хлебосольно угостить такого гостя, который при своем статусе и положении, никогда не зазнавался, не кичился этим, не повышал голос и не грубил. Но Леонид Ильич, поблагодарив в лице нас всех целинников за высокие показатели труда, за хорошие урожаи, отказался от обеда, хотя и очень сокрушался по этому поводу. Но на следующий день в Москву к нему должен был прилететь с визитом президент Франции Шарль де Голль. Мы тогда как-то вмиг сообразили, передав Генсеку с собой две буханки целинного хлеба (улыбается). Кстати, тот год для нашего района выдался урожайным: в среднем мы собрали по 22,5 ц/га пшеницы. А уже спустя 11 лет, на 65-летие нашего БАМа (Андрея Михайловича Бородина), мы сделали коллаж из фотографий Владимира Давыдова с той самой памятной встречи Брежнева на полях Урицкого района – одного из передовых в области и имевшего на тот момент самую большую посевную площадь.

Спустя три года в Союзе появились четыре автозавода, а на целинные поля пришла новая техника. В тот же памятный год, когда Брежнев посетил один из передовых районов области, решился вопрос и с высадкой сосен на движущихся песках вблизи Лермонтовского совхоза.

– Когда поднимался ветер, начиналась самая настоящая песчаная буря, люди просто задыхались от этой пыли, – говорит Брусник. – Загвоздка в том, что данные земли-«пески» находились в севообороте, и их нужно было исключать из этого числа, но тогдашний министр сельского хозяйства был категорически против. Кунаев поддержал нас. С того года и на протяжении четырех лет мы начали высаживать сосенки, саженцы которых привозили из Семиозерного (Аулиекольского) района. С годами на песках появился рукотворный сосновый бор, куда уже я сам ездил не только насладиться чистейшим воздухом, но и собрать ягоды с грибами. Любовь к сосне у меня осталась на всю жизнь!

Зульфия НАБИЕВА,
фото из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77