Наш собеседник стоял у истоков тайского бокса не только в Костанае, но и в Казахстане. Он был одним из тех, кто освоил древнейшее боевое искусство Таиланда более сорока лет назад
Шокан Камзинович – личность в Костанае известная не только в спортивной среде, но и в кругах обычных горожан. Он посвятил тренерской работе десятилетия, вырастив в своих залах чемпионов областных, республиканских и международных турниров. В 2003 году, когда была образована областная федерация муай тай, Нургалиев стал ее руководителем.
В свои 74 года он продолжает оставаться таким же энергичным тренером, как и много лет назад, показывая ученикам приемы и упражнения на своем примере.
С нашим героем мы встретились в небольшом зале по Алтынсарина, 119/1. Именно здесь сейчас базируется школа тайского бокса Шокана Камзиновича.
– Как вы пришли в единоборства? В СССР был популярен бокс, а о муай тай вряд ли что-то было известно.
– Совершенно верно. Я родился и вырос неподалеку от Алматы. Все началось с того, что обучаясь в политехническом институте южной столицы, стал заниматься боксом. За пять лет выполнил норматив кандидата в мастера спорта. В 1979 году впервые услышал о тайском боксе, к тому моменту в Алмате уже работала секция муай тай. Тренировки проходили тихо, так как в СССР подобные единоборства были под запретом. Занимались тогда в зале только знакомые. Вскоре я увлекся новым для себя видом спорта. Нашим тренером был Рубцов Владимир Яковлевич, который стал одним из первопроходцев муай тай в Казахстане.
– Как проходили турниры по тайскому боксу во времена СССР?
– В основном это были чемпионаты города Алматы. Бои организовывались без большой публики и внимания со стороны. Тогда все было на стадии становления, поединки были жесткими.
– После окончания вуза, вы по направлению переехали в Костанай работать геологом. Как здесь тогда обстояли дела с муай тай?
– Помимо основной работы, я стал вечерами на энтузиазме тренировать местных ребят. В начале 80-х здесь все было также, как и в Алматы, поэтому мы старались сильно не афишировать турниры, чтобы не попасть под внимание милиции. Тренировались в подвалах, летом в тихих местах на улице, к примеру, у реки Тобол. В конце 80-х законодательство СССР стало мягче, и тайский бокс начал выходить из подполья. Тогда же из Казахстана в Бангкок впервые на чемпионат мира выехали три отечественных бойца.
– Что было в 90-е?
– После распада СССР я потерял работу геолога и решил окончательно посвятить себя тренерской работе. Это было сложное время, но в зале всегда были ученики. Ребята хорошо выступали на различных соревнованиях. Очевидно, трудные времена закаляли характер бойцов, это были сильные как и физически, так и духом спортсмены.
– В 2000-е тайский бокс в Костанае был на подъеме, много ребят в городе занимались под вашим началом. С чем это связано?
– Тогда основали республиканскую федерацию, которая открыла филиалы по всей стране. В это же время в Казахстане появились бойцы, выступавшие на международной арене, они стали примером для подрастающего поколения. Себя показывали не только парни, но и девушки. К примеру, в 2003 году наша воспитанница Жулдызай Иманбаева завоевала бронзовую медаль на чемпионате мира в Таиланде.
– Как обстоят дела сегодня с тайским боксом в Костанае?
– В городе есть несколько залов, но официальный только у нас. До недавнего времени приходилось сложно, у нас едва хватало средств на аренду помещения и прочие расходы. Но с появлением филиала Ассоциации боевых искусств стало значительно легче, организация оказывает нам весомую поддержку, за что хочу выразить огромную благодарность. Также мы получаем небольшое финансирование от управления спорта.
– Тайский бокс называют боем восьми конечностей. Тут можно бить не только кулаками, но и локтями и коленями. Можно сравнить муай тай с уличной дракой?
– Отчасти. В тайском боксе все удары направлены на сокрушение соперника. Бойцы бьют не так резко как в тхэквондо или кикбоксинге, но и амплитуда ударов совсем другая. Удары короткие, хлесткие и жесткие. У профессионалов бои нередко заканчиваются тяжелыми нокаутами. Такой стиль боя идеален для уличных условий, а также в тесном помещении. Для самообороны этот вид спорта один из оптимальных вариантов.
– Насколько важно донести до учеников, что это искусство – большая ответственность?
– Любое единоборство – это ответственность, наравне с умением обращаться с оружием. Своим подопечным я категорически запрещаю применять полученные навыки вне спорта. Крайний случай – самооборона. Если я узнаю, что кто-то подрался вне школы муай тай, сразу выгоняю из зала. Навсегда.
– Можно ли сравнивать молодое поколение прошлых лет с сегодняшним?
– К сожалению, наблюдается тенденция, что современная молодежь физически слабее. Самые сильные и волевые ребята были в 90-е и 2000-е года. На современных ребятах сказываются смартфоны. Во многих из них нет той сосредоточенности, которая требуется. Да и в целом конкуренция ослабла, мало детишек ходят на единоборства как раньше.
– Десятилетиями тайский бокс Костаная держался на ваших плечах. Кто в будущем сможет продолжить это дело?
– Я думал об этом. Своим преемником вижу молодого талантливого тренера Талгата Латыпкана. У него большой потенциал, и он болеет за свою работу. Сейчас Талгат учится на преподавателя физкультуры, и в будущем , я уверен, он вырастит много чемпионов.
– Спасибо за беседу! Крепкого здоровья и успехов в работе!
Асхат НУРТАЗИН,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77