Муниципальный духовой городской оркестр под управлением Алексея Губенко уже 38 лет радует костанайцев животворными мелодиями
Играющий, поющий и танцующий – этот уникальный коллектив без сомнения считается визитной карточкой областного центра и региона в целом.
Для отличника культуры РК Алексея Губенко оркестр – вся его жизнь. И в этой фразе нет ни тени позерства и ни грамма преувеличения.
Почти 40 лет назад уволенный в запас военный дирижер собрал подростков и стал обучать их игре на инструментах. Сейчас они уже дедушки, но с ностальгией вспоминают музыкальную юность. У Евгения Долгополова стаж, конечно, меньше, но тоже солидный. Четверть века назад он еще шестиклассником попросился в оркестр к Губенко. И остался, влюбленный в духовую музыку и в звучание трубы-баритона. К слову, основатель оркестра тоже играет на этом инструменте.
– Мне очень запомнилась история с программой «Играй, гармонь!». Это было в начале 2000-х годов, тогда перед самыми съемками Анастасия Заволокина попросила сыграть нас без нот. И пришлось буквально за полчаса выучить произведение, оно называлось «Веселый оркестр», наизусть. Мне кажется, с того момента у нас начались кардинальные перемены, когда в выступления мы начали вводить элементы хореографии и дарить зрителю праздник, шоу.
15 лет частью коллектива остается Наталья Аристова, и именно она заряжает журналистов «НК» позитивом – портрет улыбающейся трубачки, сделанный фотокорреспондентом Олегом Яблочкиным, украшает одну из стен редакции. Наталья тоже пришла в оркестр школьницей, и спустя совсем немного времени уже отправилась в первые гастроли – в тогда еще Астану.
– Для меня оркестр – это больше, чем хобби и меньше, чем работа, здесь я отдыхаю душой. Мне нравится играть, танцевать, дарить людям радость, а когда вижу реакцию зрителей, эти эмоции ко мне возвращаются, и на душе становится хорошо, – признается участница оркестра.
ПРАВАЯ РУКА
Лилия Ислямова устроилась в оркестр в 2008 году – молодой преподавательнице университета нужен был дополнительный заработок. Новенькая уже тогда видела, что создание номера может растягиваться на многие недели, а когда дело доходит до постановки танцев, начинается чехарда. На тот момент у Лилии уже был опыт создания аранжировок, оставалось получить зеленый свет от главного дирижера.
Заручившись поддержкой Алексея Губенко, она обратилась к интернету, но нашла там лишь шаблонные варианты. Сложнее обстояло дело с песнями казахстанской эстрады, которые были расписаны для вокала и национальных, но никак не духовых инструментов.
– Необходимо было адаптировать композиции под оркестрантов, но дело все в том, что таких нот в природе не существовало. Так я сначала взялась за карандаш и нотную бумагу, а затем освоила программу «Сибелиус», что помогло ускорить процесс, – рассказывает аранжировщица.
Лилия, которая уже много лет ведет коллектив как главный дирижер, скрупулезно подбирает репертуар. Он, как и многонациональный Казахстан, прекрасен в своем многообразии. Казахские, русские, украинские, восточные и латиноамериканские мелодии, классика и современная эстрадная музыка… При этом оркестр не гонится за количеством, предпочитая радовать костанайцев качеством. В год музыканты презентуют два-три номера, и каждый воспринимается на ура.
– Прежде чем ввести ту или иную композицию, я провожу анализ, смотрю рейтинги, если людям нравится – делаем. Так появились попурри «Казакша коктейль хит», «Кайрат Нуртас микс», – приводит пример собеседница.
Гармоничный музыкальный коктейль, в который входит игра на музыкальных инструментах, пение, элементы дефиле и танца, появляется в комнате за компьютером. Лилия прокручивает в голове будущее выступление, украшая его кричалками, хлопками, а движения репетирует перед зеркалом. Она, как и большинство ее коллег, не имеет хореографического образования, выручают пластика и чувство ритма.
– Многие наши ребята не профессиональные духовики, и им сложно играть долгое время без остановки. Поэтому моя задача подобрать такие моменты, чтобы дать им отдохнуть: ввести соло на барабанах или что-то спеть. С такими передышками можно играть и полтора, и два часа, – объясняет дирижер.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАДРЫ
Духовой оркестр гордится своими династиями: по стопам Лилии пошел самый юный музыкант коллектива – 16-летний Рустам Сегизбаев. Он, как и мама, выбрал флейту и выступает вместе с оркестром уже два года. Следующая династия – Александра и Агата Шнитко. Мама играет на саксофоне-теноре, дочь – на флейте. Музыканты с нетерпением ждут появления еще одной династии, родоначальница которой – тромбонистка Жанна Титойкина. Обе ее дочери учатся в музыкальной школе и скоро усилят состав оркестра.
В коллективе радуются каждом новичку, и с тревогой ждут прихода лета, когда теряют нескольких участников. Кто-то оканчивает учебу и уезжает, девушки, а их ровно половина, выходят замуж или уходят в декрет.
– В Костанае неоткуда черпать кадры, у нас мало духовиков, в основном пианисты или домбристы. Готовят музыкантов в Рудном, но почти все они потом уезжают в Россию, и это большая проблема, – говорит Лилия. – Очереди к нам нет, некоторые не остаются из-за небольшого оклада. Это еще повезло, что Алексей Алексеевич сам обучает кадры, помогает осваивать инструмент. Редко когда встретишь такого педагога.
УМЕЮТ УДИВЛЯТЬ
Целой стены не хватит, чтобы продемонстрировать трофеи оркестра. Но и среди этого богатства есть особая награда, завоеванная в 2017 году на фестивале духовых и джазовых коллективов «Новоуральские фанфары-2017». Среди 35 участников костанайцы были единственными иностранцами, они же и произвели фурор.
– Земляк Алексея Алексеевича, бывший житикаринец, который руководит лучшим в регионе оркестром в городе Асбесте, специально пригласил нас для того, чтобы показать нашу изюминку. Шоу-дефиле – это то, с чем выступают в Европе, но в России такое направление почему-то не совсем развито. Словом, мы показали класс, а жюри и зрители остались в восторге от выступления, – вспоминает главный дирижер.
ВОПРЕКИ ТРУДНОСТЯМ
Даже жесточайший карантин не сломил дух оркестрантов: в самоизоляции музыканты оттачивали игру на инструментах и учили сложнейшее попурри – «Кошерное еврейское». А между делом успели отметиться на международном интернет-конкурсе, организованном Театром музыки и драм Стаса Намина.
– С началом карантина оркестранты разобрали инструменты и репетировали дома, ведь как говорится: если не поиграешь один день – услышишь сам, если два дня – услышит сосед, если три дня – услышат все, – говорит Лилия.
С первыми же после ослабления карантина концертами они снова поймали волну вдохновения и с новыми силами готовы восхищать поклонников духовой музыки. На этот раз из Израиля коллектив перенесется в Казахстан, главный дирижер уже подбирает для коллег композицию, которая в их исполнении станет еще одним инструментальным хитом.
– Костанаю повезло, что на протяжении уже 40 лет такой руководитель, как Алексей Губенко, двигает духовую музыку, представляет жанр пусть не распространенный, но актуальный и очаровывающий. Для такой музыки не нужно дополнительных условий, аппаратуры, помещения – мы можем играть даже в дождь. Главное, чтобы у нас всегда был зритель и слушатель, ведь мы стараемся для вас! – улыбается Лилия Ислямова.
Елена НОВАК
Фото Сергея РЫБИНА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77