О том, что помешало реализации проекта и какова судьба наличных денег, рассказал директор Костанайского областного филиала банка Даулет Топин.
Система FacePay (оплата с помощью биометрии лица) уже более двух лет успешно работает в метрополитене Алматы. Однако попытка запустить аналогичный пилотный проект в автобусах Костаная была приостановлена. Основной причиной стала не неготовность самой технологии, а нестабильность мобильной связи.

— Для работы биометрической системы необходим высокоскоростной и, главное, устойчивый интернет. В условиях движущегося автобуса обеспечить это крайне сложно: транспорт постоянно попадает в «мертвые зоны» или зоны со слабым сигналом. Это неизбежно привело бы к задержкам при оплате и создавало бы заторы в салоне. Пассажиры просто не смогли бы оперативно заходить или выходить, — пояснил директор Костанайского областного филиала Halyk Bank Даулет Топин.
Новой точкой роста для биометрии в Костанае станут автозаправочные станции. На АЗС, в отличие от общественного транспорта, всегда есть стабильный стационарный интернет. По словам Даулета Топина, на заправках люди часто торопятся, и им неудобно доставать карты или смартфоны, особенно если связь в телефоне в этот момент «подводит».
— Сейчас мы активно отрабатываем внедрение FacePay с сетями АЗС. В 2026 году планируем заходить в сегмент малого чека, где важна скорость обслуживания: небольшие закусочные, точки фастфуда и кинотеатры. Это очень удобно, особенно для молодежи, которая мгновенно осваивает такие новинки, — делится планами глава филиала.

Преимущество FacePay перед другими видами биометрии (например, отпечатками пальцев) заключается в безопасности и интеграции с государственной базой данных. Если фотография в банковской базе устарела или операция кажется сомнительной, система всегда может свериться с государственным реестром идентификационных документов.
— Это делает технологию не только самой продвинутой, но и максимально защищенной, — подчеркивает Топин.
Несмотря на массовое увлечение QR-кодами, Даулет Топин считает эту технологию несколько устаревшей и зависимой от внешних факторов. Основная проблема QR — необходимость наличия хорошего интернета сразу у двух сторон: и у покупателя, и у продавца.
— Я помню случай в Кокшетау, когда мы внедряли безналичный расчет в автобусах. Там мы оставили только карты, потому что в городе много зон, где интернет просто не тянет QR. А вот технологии Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay (NFC) работают без интернета по всему миру. Это спасало людей даже в критические моменты, например, во время январских событий 2022 года. Когда отключили интернет, те, кто привык к QR, не могли заправить машины — они просто стояли в очередях на АЗС, не имея возможности расплатиться. Я же спокойно оплатил бензин часами через Samsung Pay, так как для физической карты или бесконтактного чипа интернет не требуется, — вспоминает Даулет Топин.
Помимо независимости от сети, NFC-платежи гораздо безопаснее при заграничных поездках. Директор привел в пример случай мошенничества в Индии, где официант снял копию физической карты клиента. Если бы оплата проводилась через смартфон, мошенничество было бы невозможно, так как при каждой такой транзакции генерируется уникальный временный код.
Корреспонденты «НК» высказали сомнение по поводу полного перехода на современные способы оплаты, ведь в обществе все чаще звучат обсуждения о необходимости возвращения к наличным деньгам.
— Наша статистика говорит об обратном. Мы — основные поставщики наличности в Костанайской области: банк обеспечивает около 70% оборота тенге и до 100% некоторых иностранных валют в регионе. Мы не фиксируем резкого роста спроса на «кэш». Напротив, спрос на наличные постепенно снижается. Предприниматели массово переходят на безналичный расчет, потому что это безопаснее и удобнее, — резюмирует Даулет Топин.
Полина ЦИММЕР, фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
