Костанай и костанайцы

Герой-ата

Дочь Сейтхана Темирбаева, чьим именем названа улица Костаная, делится воспоминаниями об отце

Павлов, Беда, Баймагамбетов, Сьянов, Темирбаев – фамилии участников Великой Отечественной войны каждый день видят костанайцы на артериях города.

Названия улиц красноречиво говорят о подвигах фронтовиков, но все же никто не расскажет о героях лучше, чем их близкие. Более того, они будто сами общаются с нами через своих потомков.

ПРИВЕТСТВЕННЫЙ АДРЕС

«Вы прошли боевой путь по трудным фронтовым дорогам Украины, Молдовы, Польши, Германии в составе нашего славного 990-го стрелкового полка 230-й Донецко-Берлинской ордена Суворова дивизии, будучи командиром стрелковой роты. Мы помним Вас как тактически грамотного и отважного офицера, заботливого командира. Особенно памятны нам апрельские дни 1945 года, когда накануне Победы наш полк штурмовал фашистскую цитадель – центр Берлина, а Вы со своей ротой шли в составе штурмового отряда на острие полка».

Этим строкам 38 лет, они датированы 15 июня 1982 года и адресованы однополчанами костанайцу, Герою Советского Союза Сейтхану Темирбаеву в день его 60-летия. Через год, день в день, фронтовика не стало…

СТЕНЫ ПОМНЯТ…

Тихий двор в центре Костаная, обычный на первый взгляд дом, а на фасаде надпись: «Здесь жил Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Сейтхан Темирбаев. Сейчас здесь живет младшая дочь фронтовика Майя Сейтхановна, которую пациенты поликлиник №1 и №5 знают, как отличного терапевта. Сидим в гостиной, рассматриваем черно-белые фотографии. Снимки военного времени, с которых на нас смотрит обаятельный солдат с медалями на гимнастерке, практически не пожелтели.

– Я недавно подсчитала: 12 кварталов – это же примерно как от вокзала до ул. Баймагамбетова, – размышляет собеседница об участии отца в штурме Берлина. – И ведь они не просто шли по улицам, а прорывались к центру под обстрелом. Когда отец дошел до Рейхстага, он оставил там надпись. Было бы интересно увидеть ее.

Дома у Темирбаевых – идеальная чистота. В свое время к порядку Сейтхан Нурмухамбетович приучил всех домашних.

– Прежде всего, он уважал себя, был строгим к самому себе. У нас было почти как в армии – все четко, все ясно, все на своем месте, – вспоминает Майя Сейтхановна. – Такими и мы выросли. Отец был настоящим солдатом – сдержанным, лишний раз не проявляющим эмоции. Человеком, который предпочитал не говорить, но делать. Возможно, оттого многие называли его скромным героем. Дочери фронтовика такая формулировка категорически не нравится.

– Он что, должен был ходить и во всеуслышание говорить, что он герой? – задает справедливый вопрос собеседница.

МИРНАЯ ЖИЗНЬ

После войны, как рассказывает Майя Сейтхановна, отец окончил высшую партийную школу и работал по партийной линии. Хобби как такового у него не было.

– Тогда работали по шесть дней, а за один выходной успевали сделать все дела. Были дачные заботы. Но в основном свободное время он отдавал семье.

У фронтовика не было любимых вещей, он жил скромно, но не отказывал себе в одном – хорошем согыме. Сейтхан Нурмухамбетович был ценителем хорошего бешбармака, и визит гостей на согым всегда был событием в семье.

Одним из главных праздников считался, конечно, День Победы. Дети всегда поздравляли отца и знали: будет много открыток и звонков, будет участие в митинге, будет торжество. При этом, как подтверждает дочь героя, он не любил вспоминать о войне. Да, встречался со школьниками и студентами, рассказывал о фронтовых буднях, но в семье эта тема не была из разряда популярных.

ПАМЯТЬ ЖИВА

Герой оставил после себя богатое наследие – пятерых внуков и шестерых правнуков. Они все знают о подвигах предка.

– Даже в глазах самых маленьких я читаю, что они понимают: ата – герой. Понимают, что на войне их прадед заслужил награды кровью. Он ведь был ранен пять раз, столько раз в госпитале лежал, выходил, не долечившись. Раны после войны его не беспокоили, но шрамы на теле остались, один – недалеко от сердца.

К концу жизни герой пережил два инфаркта, а главной сердечной раной для него стала смерть средней дочери.

Есть одна фотография в альбоме, сделанная в год, когда Темирбаев отмечал 60-летие. На ней фронтовик в парке вместе с Майей, детьми покойной дочери и внучкой Аидой. Малышка тянется к наградам, приколотым к парадному пиджаку, и все улыбаются. Есть почти такой же снимок, опубликованный в газете «Ленинский путь», но на нем все герои смотрят на автора портрета.

Память о герое-ата – не только в альбомах. Ежедневно костанайцы ходят по улице, названной в его честь (переименование улицы Привокзальной инициировали друзья Сейтхана Нурмухамбетовича после его смерти). В Лисаковске тоже есть улица имени Темирбаева, а в селе Айет (бывшая Тарановка) установлен монумент-бюст герою.

– Когда приезжаю в аул или просто иду по городу, ко мне обращаются: «Сейтханкызы». Он мой отец, и я всегда старалась жить достойно, добропорядочно – как он и учил, – заключила Майя Сейтхановна.

Елена НОВАК
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77