Костанай и костанайцы

«Главная ценность – это люди»

Владелица ателье «Султан» Малика Тюлемисова подводит итоги 30-летней работы

Эта швейная мастерская, появившаяся в Костанае в 1993 году, прославилась не только на всю область и страну, но и оставила след во многих странах мира. Свадебные платья и костюмы марки «Султан» сегодня можно увидеть в США, Канаде, Германии и даже Австралии. Не это ли главный показатель успеха?
Малика Галимжановна – человек удивительной судьбы. Строгая, но добрая, серьезная, но улыбчивая, требовательная, но справедливая – все эти качества позволили ей неожиданно ворваться в жестокий и бескомпромиссный мир бизнеса в начале 90-х. Ей, 20 лет проработавшей учительницей в школе, было непросто оставить любимую сферу. Но жизнь заставила. Как оказалось, не зря.

– В 1993 году я начала свой, тогда еще маленький бизнес – открыла салончик. Нужно было спасать себя, как-то прокормить семью, – вспоминает Малика Тюлемисова. – Мы, несколько женщин, объединились и решили заняться швейным делом. Попали в струю, выбрали нужную планочку и держимся за нее в течение уже многих лет. Тогда казалось, еще чуть-чуть и будет хорошо. Мы жили наивной верой. Но именно она помогла выжить.

Пауза, которая заставила пошевелиться

А на сегодняшний день ателье «Султан» обслуживает учреждения культуры трех областей – Костанайской, Акмолинской и Северо-Казахстанской. Мастерицы шьют театральные занавесы, концертные костюмы, также занимаются оформлением юрт. Еще одна большая любовь Малики Тюлемисовой – национальная одежда. Именно эта изюминка позволила найти свою нишу в швейном искусстве и полноправно ее занять.
Сейчас «Султан» работает над внутренним дизайном нового театра в Петропавловске, а также выполняет индивидуальный пошив одежды для бизнес-леди из Костаная и Нур-Султана.

Несмотря на все трудности, по словам Малики Галимжановны, ей, как руководителю, удается держать свой бизнес на плаву. Местами очень тяжело, но деваться некуда, назад отступать нельзя!
7 декабря бизнесвумен отпраздновала 72-ой день рождения, но о пенсии не думает. Времени нет, нужно еще многое успеть. Даже во время жесткого карантина в ателье кипела работа, а творческого начала стало во много раз больше.

– Мы пандемию пережили хорошо. Нас, слава богу, не затронул карантин. Руководство города правильно отнеслось к нам, не закрыло, потому что мы выполняли большую государственную программу – изготавливали изделия, останавливаться было невозможно, – вспоминает Малика Тюлемисова. – Весь коллектив сразу же вакцинировался, никто не заболел, мы по сей день проводим дезинфекцию и максимально защищаем своих людей.

Конечно, объемы заказов уменьшились, но это было ожидаемо. Малика Галимжановна подготовилась и просчитала план действий наперед – ателье переориентировалось на другой вид товара и начало делать доставку.

– За это время мы создали новую базу лекал, занимались разработкой новых видов изделий. Если в обычное время некогда было этим заняться, тут получилась пауза, которая заставила пошевелиться, – говорит собеседница. – И сегодня это дает результаты. Значит, мы пошли правильным путем. Все, что мы во время карантина внедряли, сейчас успешно испытываем на клиентах.

В жесткий карантин концертные костюмы стали никому не нужны, тогда в ход пошла одежда для повседневной жизни – удобная и практичная. Как Малика Тюлемисова подбирает гардероб себе, так и заботится о клиентах.

– Мы разрабатываем базовые основы для женщин нестандартных размеров. Это страдающая часть населения, не все имеют тонкую талию и размеры 90-60-90, – подчеркивает Малика Галимжановна. – Это будут наши собственные лекала. Не китайские, не французские, а наши, адаптированные под особенный тип фигуры. Мы уже подошли к финалу, через пару месяцев сможем закончить.

Чтобы была подчеркнута талия

Дизайнер в свободное от шитья и креатива время занимается еще и подбором гардероба для клиентов. Это всегда было ее страстью, начиная еще с учительской поры.

Наша героиня считает, что современной женщине нужен такой гардероб, чтоб надеть вещь и забыть, что она на тебе. Настолько должно быть комфортно.

– Я никогда не считала себя стилистом, я просто грамотный человек по части одежды. Прежде всего оцениваю: «А хотела бы я это надеть?», – делится Малика Галимжановна. – Подсказываю женщинам, что лучше соответствовало бы их фигуре, возрасту, статусу, должности. Часто выезжаю в Нур-Султан с консультациями. Никто специально меня этому не учил, но я же в прошлом учитель, профессия наложила отпечаток. Учителю нужно быть хорошо и скромно одетым. Гардероб должен быть стильным, мобильным, удобным.

Основа основ для человека со вкусом – это базовый набор одежды: платья, юбка, брюки, жилет, кардиган, блуза. Все эти вещи можно друг с другом комбинировать, получая каждый раз новые образы. При внешней простоте – это достаточно сложная задача.

– Чтобы платяной шкаф не ломился от одежды, которую вы не носите, надо приобретать те вещи, которые бы помогали жить без забот, – такова философия стиля нашей героини.

И она близка многим отечественным звездам, которые обращаются к Малике Галимжановне за советом. Например, народной артистке Казахстана Макпал Жунусовой.

Наша героиня выступает за женственность в одежде и искренне не понимает современную массовую моду: платья или куртки в виде балахонов, безразмерные худи, объемные брюки. Если учесть, что стиль является зеркальным отношением состояния общества, то оно у нас точно находится в раздрыге: люди не знают, куда идти и что делать.

– Надо, чтобы талия была талией, была видна фигура. Думаю, скоро сойдут на нет эти дикие оверсайзы, и через пару лет мода станет нормальной, – надеется Малика Тюлемисова.

На вопрос, откуда у нее такая любовь к одежде и стилю, наша героиня отвечает: на это ее вдохновила государственная бедность и пустота на прилавках.

– Я начала шить, потому что мне, молодой женщине, хотелось хорошо одеваться. А что такое учитель, которому нечего надеть на работу? – риторически восклицает Малика Галимжановна. – Для меня главным богатством были вкладыши лекал из журналов «Крестьянка» и «Работница». А шить я училась еще в детстве: все портила и резала. От меня одежду прятали в шкафах, которые закрывали на замок. Я была стихийным бедствием в семье.

Несмотря на всю, казалось бы, легкомысленность и поверхностность моды, именно легкая промышленность в случае войны становится опорой экономики. Обычные женщины за швейной машинкой спасут страну, как это странно не звучит. Примером тому Малика Тюлемисова всегда приводит историю жизни своей бабушки.

– Она говорила: «Я спасла свою семью во время войны благодаря швейной машинке «Зингер». Когда их раскулачивали, единственное, что она успела спасти – швейную машинку. С криком схватила и не отдавала. В одной руке – машинка, в другой – самовар. С этим она и уехала, – говорит собеседница.

«Я не жадная, знания нужно отдавать»

На вопрос: что самое важное вы сделали за 30 лет своей работы, Малика Галимжановна, не задумываясь, отвечает: главная ценность – это люди.

– Я за эти годы подготовила столько специалистов, сколько не выпустил, наверное, ни один вуз легкой промышленности. Я не просто научила их строчить за машинкой, я сделала их профессионалами, – не без гордости говорит наша героиня. – Многие ушли в свободное плавание и сейчас востребованы: живут и в Германии, и в России. Мы часто общаемся, и мои девчонки говорят: «Мы не просто применяем знания, которые получили, но и с гордостью говорим, что мы из Казахстана». Это моя главная заслуга.

К тому, что некоторые отучившись, не оставались работать, предпринимательница тоже относится спокойно.

– Нет, я не жадная, знания нужно отдавать, ими нужно делиться, тогда к тебе вернется больше. На тот свет же все не унесешь, – философствует наша героиня.

Еще одно важное дело для гордости, – поднятие престижа национальной одежды. В советское время она была под запретом, а в 90-е никто ничем подобным еще похвастаться не мог. Тюлемисова стала первой, кто занял эту нишу и успешно себя в ней реализовал.

– Есть такой момент, что многие считают национальную одежду чем-то обвешанным блесками. Я называю такое «казахстанской Африкой». Уродливый подход к национальной одежде создал негативную реакцию, – констатирует собеседница. – Между тем в казахском национальном костюме золото применялось в минимальном количестве в сочетании с серебром. Мы придерживаемся этих правил и делаем наши изделия со вкусом. Люди за это нас и ценят. Я могу со спокойной совестью сказать, что свою задачу в этой жизни выполнила.

Сейчас ателье «Султан» шьет наряды Свердловскому национально-культурному центру специально для посольского приема, который будет проходить в Казани. Недавно и Челябинск оформлял заказ на национальные казахские костюмы.

– Директор дома культуры говорит: «Нам хочется, чтобы у нас были и русские, и казахские, и татарские костюмы. Мы находимся рядом с Казахстаном. Как же мы без этого? В нашем краю много казахов живет, хотим эту культуру тут продвигать». Это такой межгосударственный взаимообмен. И это здорово, что мы к этому причастны.

Татьяна НАЗАРУК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77