Наш город Социум

И хвалят, и ругают электросамокаты в Костанае

Этот транспорт стал популярным среди костанайцев еще в июне прошлого года, когда в городе стоянки с электросамокатами начали пополняться. Сейчас в Костанае около 500 устройств. Это, должно быть, много для улиц, где нет велодорожек.

О правилах поговорили с управляющим компании, о нарушениях – с полицией, а также побеседовали с водителями самокатов и испытали тренд на себе.

АПРЕЛЬ-НОЯБРЬ

Обычно в эти месяцы на улицах города появляются электрические самокаты.

– Это связано с погодными условиями, период работы может варьироваться, но обычно стартуем в апреле, а заканчиваем в ноябре, – рассказал управляющий компании Jet в Костанае Азамат Кабиев. – Самокаты находятся в городе без представителей. Все действия выполняются с помощью приложения, потому возможно охватывать огромные территории.

Действительно, чтобы воспользоваться услугами сервиса, необходимо установить приложение на телефон, пройти регистрацию, привязать карту для оплаты, найти свободный самокат, отсканировать QR на руле и, насладившись поездкой, остановиться на парковке.

Помогают специалистам следить за транспортом современные системы отслеживания. Перед этим самокаты проходят техническую и визуальную проверку в сервисном центре.

– Люди обязаны ознакомиться со всеми правилами в приложении. А их немало, – отметил Кабиев. – Также на улицах вы не увидите знака «P» («Парковка»), только в приложении, где показано наличие самокатов и их зарядка. Парковочные места определяются достаточной шириной тротуара/дороги для свободного перемещения пешеходов, проходными местами, чтобы это была не частная собственность. Их устанавливают наши сотрудники: инженер информационных систем (изучает карту города и наносит парковки на карту приложения), специалист логистического центра (изучает город для выявления подходящих по параметрам мест для парковок). Здесь же белым цветом отмечена территория, по которой можно передвигаться, запрещено движение по красным или серым местам.

В отделе ЖКХ ответили, что аренда, оплата самокатов и использование земель находится в компетенции отделов предпринимательства и земельных отношений Костаная.

– Размещение сервиса в городах не требует дополнительных договоренностей с администрацией, – уточнил управляющий. – За землю и парковочные места аренду мы не платим. При необходимости всегда готовы ответить на вопросы.

ПДД, «18+», ШТРАФЫ

Пользоваться сервисом разрешено только с 18 лет. Тем не менее если взрослый арендует самокат для ребенка, он берет на себя ответственность за его безопасность.

– Вес и размеры электросамоката сконструированы под параметры взрослого человека, ребенок не в полной мере может оценить обстановку, – говорит Кабиев. – Из основного: важно соблюдать скоростной режим и ПДД. Передвигаться только одному человеку. Желательно пользоваться защитным шлемом.

Как отмечают сотрудники Jet, нередко клиенты оставляют самокаты в беспорядке.

– Стараемся в короткие сроки исправлять такие ситуации. Мы всегда устраняем не только последствия, но и принимаем меры по предотвращению подобного, – продолжает Кабиев.

Выявляют нарушителей двумя способами. Сотрудники, курсирующие по городу, и операторы при получении соответствующих уведомлений системы.

– Сумма штрафа определяется индивидуально и назначается посредством выставления штрафа в приложении, – сказали сотрудники Jet.

– С начала года в регионе полицией за нарушения ПДД привлечены к административной ответственности 594 водителя электросамокатов (за отсутствие шлема, светоотражающей экипировки, перевозку пассажиров и иных требований ПДД), – сообщили в ДП Костанайской области. – В том числе привлечены 4 законных представителя несовершеннолетних за допущение их нахождения на проезжей части.

ЭЛЕКТРОСАМОКАТЧИКИ

Корреспонденты «НК» установили приложение для того, чтобы узнать, где стоит этот транспорт, парковки и самим его испытать.

Напротив ТЦ «ЦУМ» заметили около 10 устройств с QR-кодами. На парковку оставить транспорт приехал частый пользователь сервиса.

– Я регулярно пользуюсь этой услугой. Так намного быстрее, чем пешком, и дешевле, чем на такси, – сказал Константин Щербинин. – Один раз была проблема с парковкой, но быстро все решилось. С правилами ознакомлен, не нарушаю. Единственный минус – по нашим тротуарам не очень удобно ездить. Когда заезжаешь на пандус, часто подпрыгиваешь: высокие. Опасно и для человека, и для самоката.

Нашли мы и тех, кто еще ни разу не катался и желает сделать это впервые.

– Установил приложение, ознакомился с правилами, хочу попробовать, – поделился Ерлан. – Интересно, но времени не было.

Также встретили представителя компании, который вез несколько самокатов одновременно.

– У нас имеется база. По приложению смотрим, где сел, сломался. Выезжаем и забираем. Работаем круглосуточно, – на ходу ответил на наши вопросы Рамазан. – Есть две группы: ночная и дневная.

Нарушений в пределах белой территории мы не заметили, потому решили обратиться к пешеходам.

– Никогда не каталась, но когда вижу, опасаюсь за себя, – сообщила Светлана.

– Один раз на машине пришлось объезжать самокат, который стоял посередине дороги. Это опасно, и вообще, почему так происходит? У них, наверное, есть свои парковки, как он здесь оказался? – вспомнила Мейрамгуль.

– А я недавно видела, как на одном самокате ехали парень и девушка. Я знаю, что так делать нельзя, – услышали мы мнение еще одной горожанки.

Но есть и те, кто не считает такой транспорт помехой.

Представитель компании Азамат Кабиев добавил, что пользователи всегда могут обратиться к ним с пожеланиями по добавлению/переносу/удалению парковок и расширению зоны аренды, добавлению зон ограничений.

– Если кто-то обнаруживает, что самокат находится там, где не следует, сообщите об этом в приложении, и служба безопасности его заберет. Жители города могут предложить изменения на карте, мы это рассмотрим, – пояснил Азамат.

По причине, что тротуары в городе были обустроены задолго до появления электрических самокатов, они не имеют специализированной велодорожки. Учитывается ли сейчас при строительстве новых жилых домов данный аспект, об этом мы спросили в отделе предпринимательства и земельных отношений города. Ответ пока не поступил. Но в новых микрорайонах мы уже видим, что не везде благоустроены велодорожки, по которым можно было бы безопасно передвигаться на самокатах.

Поэтому новому транспорту и его водителям приходится подстраиваться под существующую инфраструктуру. Несмотря на то, что недочеты компания сразу же стремится исправить, важно помнить: город большой и для того, чтобы сотрудникам до места назначения доехать, может понадобиться много времени. Лучше соблюдать правила, чтобы не причинить вред себе и не доставлять неудобства другим горожанам.

поСАМОКАТоводили

Мы установили приложение Jet, включили геолокацию, зарегистрировались. На это ушло не больше пяти минут.

Найти самокат тоже не составило труда. Камерой навели на QR-код, вышло окошко, где можно выбрать катание по городу с поминутным расчетом и часовым. Мы выбрали первый вариант. Минута стоит 35 тенге.

Ожидаем… Что-то пошло не так. Во время попыток завести самокат у нас то списывалось 500 тенге, то возвращалось. Это как бы залог.

Выбираем другой транспорт. Работает. Спускаем его с небольшого возвышения. А вот теперь на старт! Справа – газ, слева – тормоз. Но почему-то стоим на месте. От прохожего узнаем, что надо посильнее оттолкнуться. Возвращаемся к видеоинструкции в приложении и видим, что там об этом сказано, а также о том, что необходимо бордюры и препятствия проходить пешком. Внимательнее надо читать – сказали мы себе и начали набирать скорость.  Тротуары, в принципе, просторные для передвижения, потому заминок с пешеходами не возникло. Единственное, когда едешь по брусчатке возле Русского драмтеатра трясет и в голове звенит. Все из-за неровного рельефа.

В пределах «Детского мира», драмтеатра и редакции газеты «НК» мы перешли дорогу, ведя транспорт рядом с собой. Сложно поднимать и спускать самокат через бордюры, как и по тротуарным пандусам: он нелегкий.

В целом, аппарат интересный. Передвигаться, действительно, удобно и быстро.

Мы вернули самокат на место, сфотографировав его для приложения, нам вернули залог, отправили страховой полис, где есть договор добровольного страхования и страхование от несчастного случая.

Вот так покатались!

 

Яна ГАРЬКУША,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77