Костанай и костанайцы

«Я никогда не был чиновником»

Сергей Сотников о бизнесе, пользе Общественного совета и своем жизненном пути

В этом году председателем Общественного совета Костаная стал опытный производственник Сергей Николаевич Сотников.
В свое время он возглавлял АО «АгромашХолдинг KZ», ТОО «Евраз Каспиан Сталь» и ДСК ТОО «Костанай МБИ». Он тот, о ком коллеги всегда говорят с уважением, характеризуя его как «строгого, но справедливого». А еще у Сергея Николаевича на все случаи жизни припасен анекдот, который способен разрядить любую обстановку.

«Мы – посредники»

– Общественный совет работает в Костанае не первый год. С января 2022 этот орган возглавили вы. Как и почему согласились?

– Честно говоря, сам не знаю, как согласился (смеется). Но когда мне предложили возглавить совет, я дал положительный ответ. Подумал, что из этого получится хорошая инициатива, которая устроит жителей и власть. Мы сможем стать тем посредником, который поможет найти чиновникам и жителям города общий язык. Важно, чтобы Общественный совет не был органом, который всегда говорит да, чтобы у членов совета было свое мнение, которое они могут отстоять и доказать. Надо стараться говорить людям правду, какая бы она ни была. Ведь не все, что делает власть, воспринимается обществом на ура. Всегда надо объяснять, почему принято то или иное решение.

– Разъяснений со стороны власти, действительно, часто не хватает. Это вызывает волну негодования.

– Я объясню, почему так происходит. У аппарата акима просто нет времени, чтобы вести разъяснительную работу. Решение принято, его надо исполнять. А объяснять должны депутаты, члены Общественного совета. Это наша работа, для этого мы и созданы.

– Можете дать оценку работе совета? Что уже удалось добиться?

– Как я уже сказал, совет нужен для того, чтобы сгладить острые углы между властью и обществом, чтобы решать и разъяснять те вопросы, которые поднимают люди. Например, в апреле Министерство образования предложило провести ротацию директоров школ. Член Общественного совета Елена Новодворская подняла этот вопрос, обозначив, что делать это в конце учебного года нецелесообразно. Мы написали письмо в управление образования и на имя акима области, чтобы перенести процедуру на осень. Это сработало, ротацию притормозили.

Важный вопрос – наведение порядка в Костанае и уборка снега. Мы начали разбираться в этой теме и обязательно доведем ее до конца.

Сейчас поступило обращение от совета ветеранов о переименовании ул. Маяковского в ул. генерала армии Нурмагамбетова, мы поддержали эту инициативу. Но с одной поправкой – не переименовывать улицу Маяковского, а в новом микрорайоне дать имя генерала новой улице.

– В последние годы менять названия стало трендом, все чаще общественники выступают с такими инициативами. Как вы относитесь к этой тенденции?

– Хватит переименовывать, хватит устраивать эту байгу. Строится много новых микрорайонов и улиц, пожалуйста, давайте им новые имена. Мы в микрорайоне «Аэропорт» назвали новую улицу им. Герасимова, и все остались довольны. Это достойный пример для подражания. Этот вопрос всегда вызывает волнения в обществе. Одни за, другие против переименований. Поэтому давать новым улицам новые имена – это прекрасный выход.

– Вижу у вас значок партии «Нур Отан», которая сейчас переименована в «Аманат». Вы продвигались по партийной линии?

– Я еще советский партбилет не сдал (смеется). В 33 года стал начальником треста «Костанайсельхозстроймонтаж», при этом не был коммунистом. Для Советского Союза – это показательно. Раньше была такая система: двое рабочих и один ИТР должны вступать в партию одновременно. Ко мне подошли друзья, когда я еще работал начальником участка, и предложили вместе вступить в партию, чтобы двигаться по карьерной лестнице. Я согласился. За четыре дня до собрания меня пригласили и сказали, что надо другого продвинуть. В результате партбилет я получил один из последних, когда партия пошла в пике. Но я никогда не был чиновником и не двигался по партийной линии. Однажды, еще в советское время, меня выдвинули кандидатом в депутаты. Я начал говорить, мол, какой с меня депутат, у меня работы непочатый край. В результате отказался, так как считаю, что надо заниматься чем-то одним. Тогда собрали партбюро и мне объявили выговор. В независимом Казахстане тоже не стремился стать партийцем, но секретарь городского маслихата Сакен Тукенов лично попросил вступить в партию «Нур Отан», вот я и принял предложение, но всегда был только рядовым членом партии.

Производство на первом месте

– Вы в свое время возглавляли значимые для области предприятия – «АгромашХолдинг», «Евраз Каспиан Сталь», «Костанайский МБИ». В одном из интервью много лет назад сказали, что костанайское производство встало с колен. Сейчас, глядя со стороны, как можете оценить производственную сферу Костаная?

– На сегодняшний день я бы сказал, что ситуация неоднозначная. Производство в области есть, и оно в хорошем состоянии. Но есть много вопросов, которые невозможно решить во время обсуждения. Это рынок сбыта, поставка материала, логистические цепочки.
Я считаю, что «АгромашХолдинг» находится в нормальном состоянии, работает и двигается вперед по намеченному пути.
В «Евраз Каспиан Сталь» есть одна проблема – заказы. Наша компания – это подразделение российского производства. Есть у главного офиса заказы и наше предприятие живет, нет заказов, наше производство стоит. Я пытался в свое время наладить сбыт напрямую с завода, но мне сказали, что это просто невозможно, так как наши действия могут полностью нарушить рынок арматуры. Есть одно управление в России, которое торгует со всем миром, вот оно и будет торговать. Но мы все же выводили предприятие на полную проектную мощность.

На «Костанайском МБИ» тоже есть одна большая проблема. Государственная цена за квадрат 140 тыс. тенге, а себестоимость продукции завода в пределах 160-180 тыс. тенге. Я предлагал учредителю сделать ДСК планово-убыточным предприятием. Мне сказали: «Где мы найдем деньги?». Но разница цены за квадратный метр и цены себестоимости материалов не давала предприятию развиваться. Сейчас я не могу комментировать работу завода. Но хочу сказать, что предприятие это нужное, на продукцию ДСК нет ни одного нарекания.

– Вы уже на пенсии, не скучаете по производству? Сколько у вас общий трудовой стаж?

– Я начал работать в 16 лет, потом был техникум, армия и снова работа. Я ни одного дня не сидел без работы. За свою жизнь толком не был в отпуске. Помню, один раз ушел в отпуск и с семьей улетел в Сочи. Через 20 дней вернулись, меня рабочая машина уже три дня караулит возле дома. Но я ни капли не жалею о той жизни. И если бы вернуть все назад, я бы вновь пошел этим путем, может быть с небольшими корректировками. Мне и сейчас не дают скучать по работе. Вот в Общественный совет пригласили.

– Я слышала, что в коллективах вас всегда уважали. Но ведь большими производствами не просто руководить, часто приходилось включать жесткость?

– В этом смысле меня всегда выручают анекдоты. Бывали дни, когда люди сидят на планерке и с них ничего нельзя выбить, разговор не строится. Тогда я рассказывал какой-нибудь анекдот. Они расслаблялись, а я заходил со своей темой снова. Это действовало. А еще я всегда говорил: ребята, я вам поставил задачу, если вы не согласны, выдвигайте свои аргументы, доказывайте. Если не можете доказать, то делайте то, что вам говорят.

Рыбалка, футбол, огород

– Вы – охотник и рыбак, каким трофеем можете похвастаться? Сейчас больше времени для хобби?

– Я бы не сказал, что больше времени стало. Тут же все зависит от природы. Но сейчас принял решение ехать, сел и поехал. А раньше надо было каждую поездку с работой согласовать. Самый большой мой трофей – щука на 15 кг, которую поймал в Тургае. Это очень достойный экземпляр.

– Еще я знаю, что вы активно болели за костанайский «Тобол». Сейчас ходите на футбол?

– Я был болельщиком, сейчас на матчи не хожу. Когда футболисты вновь заиграют на хорошем уровне, тогда вернусь. Раньше мы присутствовали на каждом матче, приходили на футбол отдыхать. В 2010 году, когда «Тобол» стал чемпионом, я болел за ребят. Мне нравились Петр Бадло, Игорь Юрин. Потом начался футбол такой, что приходишь, материшься, психуешь. Команда начала разваливаться, и я перестал ходить. Мировой футбол я тоже не смотрю, мне он не нравится, потому что там все красиво, ты сидишь, смотришь, но это не вызывает эмоций. Я люблю, когда накал и борьба на поле.

– Кроме футбола и рыбалки, чем занимаетесь? Может огородом или дачей?

– У нас частный дом, где есть сад и огород. Но там я жертва: что жена скажет, то и делаю. Но полоть терпеть не могу (смеется). Огородом руководит супруга – Надежда Ивановна, а я исполнитель. На эту тему есть анекдот. Еврея отправляют на полевые работы, дают ему тяпку.

– А у вас есть тяпка с моторчиком?

– А где вы видели тяпку с моторчиком?

– А где вы видели еврея с тяпкой?

Вот так и я в огороде.

– Когда-то в интервью вы сказали, что гордитесь не карьерой, а детьми. Теперь, наверное, и внуками?

– Я богатый дедушка, у меня пятеро внуков, все живут в Костанае. Сын Виталий пошел по моим стопам, он производственник, у него своя фирма. Дочь Светлана – нотариус. Детей все устраивает, и мне хорошо. Когда счастлива семья, счастлив и я.

Ольга ГОРАЙ,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77