Костанай и костанайцы

Явление Ленинианы

22 апреля исполнилось бы 150 лет со дня рождения Ленина

Сегодня к личности Владимира Ильича в обществе сложилось неоднозначное отношение.

Бесспорным остается одно – этот человек развернул и направил развитие истории в новое русло. И как бы там ни было, построенное им государство просуществовало 70 лет. С развитием кризиса мы все больше и больше обращаемся к страницам истории тех лет, чтобы понять, что же будет дальше.

У каждого свой образ Ленина: у людей старшего поколения – читающий книжки детям дедушка или работающий на субботнике. Молодежь же в большинстве своем и вовсе не знает, кто это такой. На эту тему мы беседуем с доктором PhD, кандидатом исторических наук Ерденом Ибраевым.

– Насколько нам известно, вы изучали образ Ленина по кинематографии… Какой он?

– Образ Ленина в кино (советском, а затем и российском) представлен в целом историческом цикле художественных фильмов Ленинианы, хотя с первых лет революции 1917 года все ленты о вожде были поначалу только документальными.

В этом отношении советская кинолениниана проходила в своем развитии такой же путь, что и все историко-революционное кино страны. Отчасти это было связано как с самими возможностями киноиндустрии начала века, так и с возможностями молодой кинематографии.

Но преимущественное объяснение здесь – это глобальность самой ленинской темы как практически «иконической» для наследников Великого Октября, так и отсутствие опыта и принципов исследования личности посредством языка кино. Если в первую половину века Ленин служил инструментом пропаганды идей партии в народные массы, то во второй половине кинодеятели пытались понять, каким образом один человек смог настолько сильно изменить ход истории многих народов и государств.

– В советское время возможность сыграть Ленина в кино считалась для актера знаком высокого доверия, оказанного со стороны руководства партии. А вот после перестройки во многих фильмах образ Ленина существенно изменился…

– В СССР впервые показать на экране вождя мирового пролетариата решились лишь в 1927 году. В год первого большого юбилея революции на экраны вышли «Октябрь» Сергея Эйзенштейна и «Москва в Октябре» Бориса Барнета. Исполнять роль Ленина в обеих картинах был назначен бывший токарь путиловского завода, пенсионер Василий Никандров, изумлявший современников разительным сходством с покойным вождем. На съемках «Октября» появление отчаянно жестикулирующего Никандрова неизменно вызывало бурный ажиотаж подогретой массовки. Азам актерского мастерства пенсионера обучал ассистент Эйзенштейна Максим Штраух, которому через 10 лет предоставится шанс примерить на себя образ вождя. Но попытка показать фотографически точного Ленина имела обратный эффект: новая картина Эйзенштейна вызвала немало критики в свой адрес, в том числе из-за формального подхода к образу.

Второго явления Ленинианы пришлось ждать десять лет. Заочный спор, который состоялся между режиссерами Сергеем Юткевичем и Михаилом Роммом вокруг постановки юбилейных фильмов на революционную тему, немного напоминал игру в поддавки, что легко объяснить, – шел 1937 год, и цена ошибки была весьма высока.

Прикинув, что его коллега намеренно не торопится с постановкой, Михаил Ромм решил переманить актера в свою картину. Сценарий ленты «Ленин в Октябре» (1937) дорабатывался и утверждался еще полгода – никто не хотел брать на себя риски. Условия были экстремальные: шел май, успеть нужно к ноябрю, однако сценарий был не готов, а главный исполнитель Борис Щукин оказался плотно занят в театре и подписан на участие в картине Юткевича.

Когда лето стало медленно переходить в осень, а ситуация с юбилейным фильмом начала напоминать катастрофу, ржавые аппаратные механизмы закрутились, и Щукина, наконец, передали в полное распоряжение Ромма. «Человек с ружьем» вышел только в 1938 году, а роль Ленина в нем исполнил бывший ассистент Эйзенштейна, тот самый Максим Штраух.

Чутье Ромма не подвело: Щукин создал образ, который понравился абсолютно всем. Обаятельный, талантливый, приятно картавый, энергичный, подвижный и внимательный Ленин напоминал скорее любимого дедушку, а вовсе не титана революции. По одной из версий, происхождению фирменной ленинской стремительности мы обязаны кадрам хроники: на ускоренной проекции Ленин действительно выглядит энергичным, суетливым и несколько эксцентричным. Именно этим свойством одарил своего персонажа гениальный актер. Версия Щукина стала эталоном актерского исполнения роли вождя.

В 1938 году свет увидела «Краткая история ВКП(б)» – учебник по истории партии большевиков, который утвердил официальный взгляд на историю страны. В том же году вышел фильм «Великое зарево», экранизирующий его основные тезисы. Роль лидера большевиков исполнил актер Тбилисского русского театра им. Грибоедова Константин Мюффке. «Великое зарево» можно назвать первым кирпичиком сталинианы. На идеологическом уровне это был своего рода симметричный ответ «Ленину в Октябре»: степенный, рассудительный персонаж Иосифа Сталина в трепетном исполнении Михаила Геловани опекал нервного и склонного к эксцентрике молодцеватого Ильича.

– И все-таки на протяжении столетия шло переосмысление образа?

– В конце 50-х стали появляться фильмы, предпринимавшие попытки радикального переосмысления Киноленинианы. В первом случае Ленин обычно должен был обладать портретным сходством с оригиналом и оставаться в рамках канона. Картины другого склада стремились взглянуть на известный образ с новых ракурсов: авторы обращались к молодым годам Ульянова, где он был пламенным революционером, а не политическим андердогом, молодым человеком с признаками алопеции, а не полноватым дедушкой. Этот новый Ленин был рожден как кумир молодежи, поджарым мужчиной в самом расцвете сил, тем более что на момент революции «дедушке» было всего-то сорок семь лет.

И он появился три года спустя – дерзкий, хлесткий, энергично стреляющий хитрыми глазами, абсолютно новый Ильич в исполнении Юрия Каюрова.

На момент дебюта в картине «В начале века» (1961 г.) Каюрову уже исполнилось 34 года, но если этого не знать, кажется, что его Ленину чуть-чуть за 20. На эту роль актера Саратовского театра утвердил Иван Пырьев, который всегда славился чутьем на большие таланты. Так с легкой руки директора «Мосфильма» началась долгая Лениниана Каюрова, сыгравшего Ленина в 18-ти фильмах.
Поджарый, современный и стремительный – такой Ильич отвечал запросу времени. Юрий Каюров вообще с большим тщанием относился к своему амплуа. Его Ленин не только взрослел вместе с актером, он менялся психологически в зависимости от политической конъюнктуры. Самой известной работой Каюрова считается политический триллер Юлия Карасика «Шестое июля». Здесь Ленин предстает как рассудительный и точный политик, лишенный ужимок и нарочитой щукинской картавости. Не удивительно, что большим поклонником таланта Каюрова стал Брежнев – актеру даже доверили чтение на радио биографической повести генсека.

Сценарий дилогии Марка Донского («Сердце матери» и «Верность матери») охватывал 30-летний период жизни вождя – с 1884 по 1917 годы, поэтому на лицо студента ВГИКа Родиона Нахапетова пала вся тяжесть пластического грима. По словам актера, мэтр режиссуры Донской лениво пресекал попытки молодого актера сыграть Ленина. Режиссеру нужен был прежде всего физически достоверный схематичный образ будущего вождя, желательно в исполнении красавчика с наивным взглядом. Ленин Нахапетова не поражает актерским размахом, зато очень точно выполняет то, что от него требует режиссер.

– Мы помним еще Иннокентия Смоктуновского, Михаила Ульянова…

– По общепринятой версии, Иннокентия Смоктуновского к роли Ленина в фильме «На одной планете» (1965 г.) принудил Ленинградский обком партии. Ленин Смоктуновского сильно отходил от канона. В первой же сцене фильма задается диспозиция: все, что мы увидим и услышим, происходит в его, Ленина, голове. Это Ленин играет сам с собой в сложную шахматную партию, изредка оглядываясь по сторонам, чтобы с удивлением обнаружить вокруг каких-то людей, которые к тому же что-то от него хотят. Грезящий наяву интеллектуал был равно далек как от рабочих с матросами, так и от собственных соратников. Люди вообще занимали его не больше шахматных фигур или абстрактных формул. В общем, это был портрет гения в период творческого кризиса.

Михаил Ульянов также был довольно успешным Лениным. Его полноценный дебют в знаковой роли состоялся в сериале «Штрихи к портрету» (1967 г.) – неспешном политическом детективе о буднях кабинетной борьбы и подковерных интриг. Смоктуновский одарил Ленина холодной рефлексией, Ульянов одним из первых – за год до «Шестого июля» – показал в кино действующего политика. Жесткого, хитрого, рационального и чрезвычайно деятельного. Но если лента «Шестое июля» прозвучала в унисон ноте времени, то «Штрихи» пережили всего один показ по телевидению, после чего на 20 лет легли на полку.

С этих же позиций показывает революционера Бен Кингсли, у которого Ленин – рисковый игрок. Сюжетом телефильма «Ленин. Поезд» (1988 г.) – задолго до современных российских сериалов – стала секретная операция немецких спецслужб по переправке из Швейцарии в Россию подрывного элемента. Герою Кингсли предстоит сделать выбор: войти в историю непризнанным гением революции или пойти на сделку с немецкой разведкой, чтобы получить уникальный шанс осуществить мечту всей жизни.

Такова была трактовка Ленина в кинематографе.

Айдар ЗАНГЕР


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77