Социум

Эти СНиПы написаны кровью: как противопожарные нормы работают в жизни?

К сожалению, о правилах безопасности мы начинаем задумываться, только когда произойдет очередная трагедия

Обычно после крупных пожаров люди в первую очередь винят спасателей или государство: поздно приехали, не обеспечили техникой, неправильно построили дома, к которым невозможно подобраться… Однако это далеко не так.

Костанайцы еще не до конца оправились от пожара, произошедшего на пр. Назарбаева, в результате которого сгорел магазин «Оружейная палата», СТО и восемь частных жилых домов. Несколько человек погибли, были и серьезно пострадавшие. Тогда люди начали задумываться: а можно ли было избежать трагедии? Такие же вопросы звучали и после пожара, случившегося на День Победы в частном секторе по ул. Набережной в этом году. Очень многие обвиняли пожарных в нерасторопности. А на деле к таким результатам привели многие факторы.

Строю сам

Пожары в частном секторе – это зачастую проблемные для огнеборцев вызовы. Касается это и дач. А они, как мы знаем, очень хорошо горят каждую весну и осень, когда садоводы начинают избавляться от сухой листвы и мусора.

Как рассказывает командир отделения пожарной части № 6 Костаная Ержан Хасенов, технике не просто проблематично, а порой невозможно подъехать к нужному участку. Причина – путь отсутствует. Виной всему самозахват земли, в результате которого деревья, цветы и прочие радости дачника оказываются за пределами участка и съедают жизненно важные метры, необходимые для подъезда и разворота пожарной машины. Есть свои нюансы и зимой.

– В моей практике были случаи, когда мы приехали на вызов в дачное общество, а доехать до нужного участка не могли, потому что снег никто не чистит, проезды заметены, – вспоминает Хасенов. – В итоге просто пошли пешком. Сторожка, куда нас вызывали, полностью сгорела. Хотя мы и ездим на больших КамАЗах, но даже они не могут преодолеть метр снега, где-нибудь да застрянут. В летнее и весеннее время, бывало, мы просто не могли развернуться на перекрестке, потому что недостаточно места.

С частными домами такая же беда: для пожарной безопасности, согласно строительным нормам в РК, расстояние от границы участка до стены жилого дома должно быть не менее трех метров, до хозяйственных построек – не менее метра.

Руководитель архитектурного ателье «Дом» Мария Байтурина подчеркивает, что и с вашей стороны, и со стороны соседа должно быть по три метра разрыва. Это то самое спасительное расстояние, которое убережет в случае, если соседний дом загорится. Так гласят противопожарные нормы.

– На этих трех метрах не должно быть никаких построек, в идеале – и никакого мусора, который может легко загореться. Но по факту люди стараются использовать каждый клочок земли для дела, – отмечает Мария Байтурина.

Однако возможно ли реализовать все эти нормы в жизни? А если ты купил дом, построенный в советское время, когда данные правила еще не существовали? А если размер участка попросту не позволяет сделать такие отступы? А если дом вообще на двух хозяев?

Пожарный Ержан Хасенов как раз и говорит, что на больших участках, размерами по 8-10 соток, с этими нормами проблем нет. А вот если в вашем распоряжении всего 3-4 сотки, соблюсти все СНиПы вряд ли получится…

– У нас частные дома порой буквально строятся друг на друге, все впритык, потому что нет больше места, – продолжает делиться опытом огнеборец. – Очень тяжело работать в районе Наримановки, Военного городка, Центрального рынка, старого Костаная-2. Дома строились давно, участки тоже выдавались десятилетия назад. Плюс ко всему такие постройки часто старые, поэтому и горят как спички. При благоприятных условиях – ветре и сухой жаркой погоде – даже одна горящая щепка, улетевшая на приличное расстояние, может стать причиной пожара.

Так примерно и случилось по ул. Набережной весной этого года: подошедший к домам огонь захватил почти весь район, потому что постройки были старыми, вплотную расположенные друг к другу, противопожарные разрывы отсутствовали, а сухой камыш около своих домов люди не косили. Возможно, кто-то из местных жителей это и сделал, но все же пострадал от соседей, которые и не думали отгораживаться от потенциальной опасности. Выходит, СНиПы есть, а мы имеем то, что имеем.

Даже при строительстве нового частного дома никто, кроме самих хозяев, то есть заказчиков, не может гарантировать безопасность себе и своим соседям.

В отделе архитектуры Костаная рассказали, что проект по возведению частного дома высотой до трех этажей не подлежит экспертизе, то есть тотальной проверке на соблюдение всех норм и правил безопасности. Заказчик обращается сначала в отдел архитектуры за АПЗ, потом разрабатывает эскизный проект будущего участка с указанием всех построек, в архитектуре его согласовывают и проверяют по всем параметрам. Если что-то не так, то возвращают и просят переделать. После завершения строительства готовится акт ввода в эксплуатацию, который специалисты отдела архитектуры забивают к себе в базу. Приемку по факту осуществляет сам заказчик или же организация, которая делала проект. То есть именно они несут ответственность за пожарную безопасность, а отдел архитектуры лишь проверяет правильность оформления документов. Прямых санкций от государства за нарушение противопожарных норм нет.

А еще в законе о градостроительстве есть один пункт, который может свести на нет существование пожарных разрывов в частном секторе между домами: по взаимному согласию домовладельцев допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных участках. Многие именно так и делают, потому что не располагают местом, а в случае пожара сокрушаются.

Дворы-клетки

К строительству многоэтажных домов в Казахстане подходят более строго. Как объясняет архитектор Мария Байтурина, такие объекты всегда проходят экспертизу. Если дом ниже пяти этажей – частную, если выше – государственную. При подаче разработанной проектно-сметной документации на исследование всегда делается генплан, в котором указан не только сам дом, но и благоустройство вокруг, и в том числе пожарные проезды.

Строительство начинается только после получения положительного заключения экспертизы. Если оно дано, значит, все нормы соблюдены. Над проверкой проекта работает целая команда специалистов, в том числе и по пожарной безопасности. Однако после выдачи заключения ответственность экспертизы заканчивается. То есть как именно будет построен дом, как будут реализованы все нормы, контролируют уже заказчики, технический и авторский надзоры.

В теории все наши дома, особенно современные, должны быть построены идеально в плане безопасности. Но на деле пожарные регулярно сталкиваются с тем, что не могут заехать во дворы. И часто причина не в отсутствии достаточного места в принципе для проезда, а в том, что все пространство, сколько бы его ни было, заставлено машинами жильцов. Парковок ведь нет, поэтому свои авто люди ставят, где приходится. А если пожар?

– Такое у нас сплошь и рядом, – говорит Асылхан Худайбергенов, много лет проработавший в ДЧС Костанайской области. – Для пожарной машины надо 5-6 метров. Она сама шириной 2-2,5 метра, но требуется еще по метру по бокам для развертывания шлангов, автолестницы. Если машина встанет на бордюр, проводить работу уже будет труднее. До 2014 года наши сотрудники входили в состав приемочной комиссии, когда многоэтажки сдавали в эксплуатацию, у нас был целый техотдел, мы занимались чертежами, затем все это упразднили. Часто мы ехали на пожар и сразу звонили в полицию, чтобы они освобождали нам путь к нужному дому, искали владельцев авто и просили их отогнать свои машины. А представьте, если пожар ночью? Скорость распространения огня – метр в минуту. Сколько времени мы теряем, пока нам освободят проезд.

Сложные места для работы пожарных в районах: Жана Кала, Юбилейный, Береке, Алтын Арман. Даже на взгляд обывателя там слишком узкие проезды, а ведь пожарной крупногабаритной технике нужно еще и разворачиваться. Где взять это место?
Ержан Хасенов даже называет конкретный адрес – ул. Садовая, 100. Один раз спецтехника пробила там колесо, потому что заехала на бордюр.

Проблема с пожарным проездом уже много лет существует по ул. Баймагамбетова, 162. Огромный дом в центре города разделен на две части аркой. Под ней есть проезд для легковых авто, машина скорой помощи там тоже пройдет, а вот пожарная – нет. Слишком низко и узко. Второй заезд есть со стороны КРУ, тоже с ул. Баймагамбетова. Но и он не подходит для пожарных: въезд не прямой, а буквой «Г», радиус поворота неподходящий для крупногабаритной техники. Остается только один вариант – заезжать в пешеходную зону с ул. Гоголя и двигаться по ул. Байтурсынова к третьему заезду.

– Слава богу, в нашем доме пожаров никогда не было, хотя у нас же проводились учения, – говорит жительница упомянутой многоэтажки и сотрудник института «Костанайдорпроект» Наталья Мельник. – Экстренные службы должны везде проходить, но мы оказались для пожарной техники закрыты с двух сторон. Такая ситуация сложилась, когда пр. Аль-Фараби закрыли для автомобилей. Раньше под моим окном была автобусная остановка, там ездили машины, и пожарные во время ЧП могли подъехать к дому со стороны нынешней пешеходной зоны. Это же касается и художественной школы. Недавно был случай, когда к нам во двор заехала скорая, а вызвали ее для одного из учеников. То есть экстренные службы даже не могут подобраться к нужному объекту.

Решение этой проблемы, считает Наталья Мельник, – открытие проезда на площадь на пересечении Аль-Фараби и Баймагамбетова. Там стоит знак запрещающий въезд и вазоны, которые не мешают никому парковаться. А ведь это мог быть въезд для скорой или пожарной служб.

Какой тут можно сделать вывод? Эффективность противопожарных норм зачастую перекрывается другим – градостроительными ошибками: какой толк от широких проездов, если нет парковок для машин? Смысл этих трех метров от забора, если разрешено договориться и построиться вплотную?

Татьяна НАЗАРУК,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77