Правопорядок

Юрист Союза защиты прав потребителей о том, как вести себя в спорных ситуациях в супермаркетах и кафе

У каждого в жизни был случай, когда вас попросили заплатить за случайно испорченный товар в магазине, отказались вернуть деньги за плохой продукт или некачественно оказали услугу

Юрист Ольга Березуцкая разбирает самые популярные случаи и объясняет, на что имеют права потребители.

– Если человек случайно разбил товар в магазине или кафе, обязан ли он за него платить?

– Вы не должны платить за случайно разбитый товар, если обоснуете, что вред причинен не по вашей вине. Например, если товар был разбит из-за мокрого пола или узких проходов между стеллажами, то для доказательства своей невиновности вам необходимо зафиксировать данный факт с помощью фото или видео. Ответственность возникает именно при наличии у покупателя умысла на повреждение товара. Если это случилось непреднамеренно, посетитель не обязан за него платить.

– Имеет ли право клиент не платить за обслуживание в кафе, если в меню об этом не написано?

– Потребитель имеет право не оплачивать процент за обслуживание в том случае, если не был заранее уведомлен. В свою очередь заведения должны предоставлять полную информацию о стоимости своих услуг, чтобы потребители имели право согласиться на предлагаемые условия или отказаться.

– А может ли клиент в кафе отказаться от заказанного блюда и не платить за него?

– Если оно не соответствует описанию или плохого качества, вам обязаны вернуть деньги или повторно приготовить блюдо. Как правило, заведения, которые дорожат клиентами и репутацией, предлагают что-либо в качестве извинения, чтобы сгладить неприятное впечатление.

– Как поступать в случае, если товар в продуктовом магазине оказался испорчен, а чека, для того чтобы вернуть, нет?

– Нужно доказать, что вы купили продукт именно в этом магазине, и что испорчен он был не у вас дома. Вы можете воспользоваться косвенными доказательствами, это может быть фото- и видеосъемка, свидетельские показания или любой документ, подтверждающий, что именно в этом магазине и отделе был куплен данный товар. Если потребитель оплатил покупку картой, то в таком случае он спокойно докажет факт приобретения без чека. Для этого он должен предоставить выписку с банковского счета, которую можно получить через банк либо банковское приложение.

– Если на ценнике указана одна цена, а на кассе пробилась другая, я имею право отказаться?

– Да, вы имеете право не только отказаться от него, но и приобрести его именно по той цене, которая указана на витрине. Увидев, что цена на кассе отличается от той, что была указана на ценнике, нужно пройти в зал и сделать фото. Затем пригласить администратора магазина и сообщить ему о факте нарушения прав потребителя, а именно – о самом различии цен. В порядке ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних или внешних витринах торгового объекта.

– В супермаркетах часто требуют оставлять рюкзаки или пакеты на входе, имеют ли они на это право?

– Магазин не вправе заставлять покупателя сдавать вещи в камеру хранения, поскольку в Законе Республики Казахстан «О защите прав потребителей» сказано, что любой гражданин свободен в заключении договора и никто не может его навязать.

– Можно ли заходить в супермаркеты, кафе с животными?

– Нет, нахождение и содержание домашних животных в пунктах общественного питания, кроме служебных собак и собак-поводырей для людей со слабым зрением, в торговых и производственных залах продовольственных магазинов сервисного обслуживания, культурных учреждениях, в помещениях детских, образовательных, медицинских организаций запрещается.

Сергей ЗАИКА,
карикатура
из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77