Образование

К чему привели реформы системы образования в Казахстане?

При подготовке этого материала пришлось поговорить со многими преподавателями. Рассказывая о наболевшем, приводя вполне достойные аргументы, мало кто из них согласился назвать в открытую свое имя. Большинство наших учителей уже довели до того, что они боятся собственной тени, и это пугает еще больше

14 апреля соцсети облетела новость о смерти преподавателя во время сдачи Национального квалификационного тестирования (НКТ) в Алматы. Трагедия произошла в стенах Академии логистики и транспорта. Учитель математики скончался до приезда врачей. Оказалось, 49-летний преподаватель состоял на учете с повышенным артериальным давлением. Национальный центр тестирования сообщил о приостановлении всех видов тестирования, которые должны были проводиться с 25 апреля по 3 мая. Там начата проверка. При этом в ведомстве уверяют: подтверждать свою категорию педагогов никто не принуждает.

– Вместо того чтобы держать кадры, сохранять преемственность поколений в школе, мы опять пошли не по тому пути, – делится своими мыслями костанайский педагог с 44-летним стажем. – На мой взгляд, нужно не только рассмотреть содержание самих тестов, но и снизить требования к тем, кто имеет стаж от 25 лет и больше. Им достаточно того, что имеется портфолио, их ученики — победители олимпиад и конкурсов. Не это ли должно быть оценкой для любого преподавателя?

К сожалению, чиновники от министерства так не считают. Мало того, ведомство с каким-то странным постоянством все обновляет и обновляет школьные учебники. Миллиарды тенге выделяются на издание учебников, которые потом сдают на макулатуру.
Министерство образования устроило для учителей в буквальном смысле квест со всеми вытекающими оттуда последствиями.

– Тестирование проводится под видеокамерами. Результаты могут быть аннулированы даже после процедуры, если при просмотре видеозаписи были замечены какие-то нарушения, — рассказывает педагог с 20-летним стажем, недавно прошедший всю процедуру тестирования.

При нарушении правил учитель полностью теряет категорию и в течение 5 лет не допускается к аттестации! Соответственно, теряет в зарплате и в социальном положении. Это, к слову, о том, что сдача тестирования – дело добровольное.

– Если учитель пропустил сроки своей аттестации, то категория снижается до первой ступени – «педагог». Если преподаватель имел старую категорию (высшая, первая, вторая) и не набрал пороговый уровень (не важно — по предмету или по педагогике), ему также понижают категорию. Не берется во внимание никакая результативность учителя, — рассказывают учителя обо всех нюансах этого тестирования.

Светлана Владимировна Саяпина имеет 28-летний стаж преподавания в техническом лицее. Ее дети — победители олимпиад всех уровней, выпускники школ учатся в самых престижных университетах как Казахстана, так и зарубежья. А совсем недавно она сдавала тестирование и не набрала всего лишь один балл по педагогике. Сейчас ее зарплата сравнялась с теми, кто пришел на работу в прошлом году. Справедливо?

– Вопросы по педагогике – отдельная тема! Большая часть вообще не связана с отечественной педагогикой, а направлена на знание зарубежной. Учитель-практик не сталкивается в своей работе ни с одним из вопросов теста по педагогике, — отмечает Светлана Саяпина. — Ввели написание эссе, которое вообще никак не оценивается, но отнимает силы при НКТ.

Тестирование, придуманное министерством, ущемляет учителей-мам и ставит под вопрос само поощрение материнства. Женщины-учителя, выходящие из декретного отпуска, потеряли возможность отсрочки аттестации на 3 года и сразу должны сдавать НКТ! Если подтвердил, то в течение года категория сохраняется, и педагог собирает портфолио. Затем на общих основаниях проходит этап комплексного аналитического обобщения результатов деятельности. И это в первый год после выхода из декрета!

По словам заместителя директора по НМР КГУ «ФМЛ» Татьяны Климентьевой, база вопросов НКТ отсутствует в свободном доступе, а пробные НКТ, которые проводятся платно, содержат вопросы, которые не встречаются при сдаче основного теста.

– Отсутствует перечень конкретных источников, на основании которых составлена база тестов, что делает апелляцию практически невозможной. В базе содержится большое количество некорректных вопросов (отсутствует часть условия, нет правильного ответа), — отмечает Климентьева. — Тестирование проводится в течение 5 часов (математика) без перерыва. По окончании тестирования посмотреть вопросы, в которых допущены ошибки, можно только в режиме подачи апелляции и всего в течение 30 минут, и нет возможности проверить корректность формулировки задания и убедиться в ответе без дополнительных источников.

Учителя, в подавляющем своем большинстве, старше 50 лет, и каждый из них имеет ряд хронических заболеваний. Легко ли перенести еще и такой стресс?! Смерть алматинского педагога — тому подтверждение…

Аделина ТОКБАЕВА,
фото из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77