В ходе проверки, организованной Национальным центром качества дорожных активов по Костанайской области, выяснилось, что на улице Тауелсіздік она не соответствует установленным нормативам по световозвращению. Но подрядчик с этим не согласен.
Это нарушение означает, что на трех из пяти проверяемых участках дорожная разметка не обеспечивает достаточной видимости для водителей в условиях низкой освещенности. Подрядчику придется ее переделывать.
КАК В СТОЛИЦЕ
Власти города уже не первый год говорят подрядчикам, чтобы те при нанесении разметки ориентировались на Астану, но удается это пока слабо.
К примеру, в 2022 году дорожное покрытие в областном центре «полосовало» белой краской Карагандинское ТОО AZIA-HAIER. Именно эта организация выиграла лот «Разметка проезжей части (краска желтая, белая)». На эти нужды из бюджета выделили 218 213 392 тенге. ТОО предложило отработать тендер за 117 000 000 тенге, на том и сошлись.
В среднем подрядчик на 10 километров дорожного полотна затрачивал от 500 до 1500 килограммов краски белорусского производства фирмы «Стим». Первый слой разметки должен был прослужить три месяца, такова гарантия.
Тогда «НК» даже провел эксперимент, в течение которого мы следили за нанесенной разметкой по пр. Абая. Гарантированный квартал краска не выдержала, местами стерлась.
В 2023 году по итогу госзакупок работами занималось ТОО «СпецСтройСервис-KZ» из Астаны. Фирма, кстати, предложила выполнить работы за 193 млн тенге, сэкономив почти 25 млн тенге от выделенной суммы. На разметку из бюджета в том году направили 218,2 млн тенге.
Помимо краски, стали использовать термопластик, им покрыли 5 124 квадратных метра дорог по пр. Абая. Но на большей части – 134 692 кв. м – осталась все та же краска. Отметим, как и прежде, она не выдержала натиска костанайских автомобилистов. Ярко-белая полоса местами превратилась в плохо видимую грязно-серую.
В начале 2024 года власти сообщили, термопластика в Костанае станет больше, это должно продлить жизнь разметки. Из общего объема – 103,7 тысяч кв.м – им покрыли 24 тыс. кв.м. Так сложилось, что превращать Костанай в столицу по уровню разметки по итогу госзакупок выпало как раз компании из Астаны – ТОО «СпецТреидТМ». Оно впервые работает в нашем городе. Стоимость по договору – 213 731 840 тенге. Сроки: апрель – октябрь.
Предприятие приступило к работам ударными темпами.
– Мы сотрудничаем с акиматами Астаны, Караганды, Кокшетау, Актобе. В этом году на территории собственной базы произвели материал для нанесения дорожной разметки. Это важный шаг для нас: теперь мы выступаем в качестве производителя лакокрасочной продукции. В нашем арсенале есть дорожно-разметочная краска, холодный пластик, термопластик и световозвращающие микростеклошарики, – говорил «НК» представитель ТОО «СпецТреидТМ». – На территории Костаная имеется представительство, то есть дислокация спецтехники и материала для дорожной разметки, а также персонал. Работаем мы по заданию заказчика – отдела ЖКХ и представителей управления полиции.
Однако к подрядчику у акимата появились претензии в части сроков проводимых работ. А позже недоработки обнаружились и в качестве.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
15 августа журналисты вместе со специалистами Национального центра качества дорожных активов по Костанайской области проверяли работу ТОО «СпецТреидТМ» на геометрические и фотометрические показатели, чтобы убедиться в ее видимости и соответствии стандартам.
– Разметка на улице Тәуелсіздік, как и на всех других, проверяется при сухом и мокром покрытии. Соответственно, смотрим на то, как водитель видит ее в дневное время и как она отражается ночью. За это отвечает качество световозвращения стеклошариков, которые имеются в самой разметке. На данной улице нанесен термопластик, его гарантийный срок полгода. Считается, что он более долговечный. Но все зависит от того, насколько правильно его нанесли. Если были отклонения от технологии, изношенность может произойти раньше. Предыдущие рейды по разметке в Костанае показали, что при нанесении краски подрядчики, бывает, что не соблюдают скоростной режим той машины, которая выпрыскивает смесь. Также были вопросы по расходу стеклошариков, есть отклонения от нормативных документов. По республиканской сети дорог мы работаем напрямую с подрядными организациями, то есть нас оповещают, когда приступают к нанесению разметки. Наши специалисты выезжают на место и прямо там регулируют качественные характеристики. С городом так взаимодействовать не получается, – рассказал начальник отдела качества и госучета Национального центра качества дорожных активов по Костанайской области Владимир Завалий.
По регламенту проверки НЦКДА имеют право исследовать разметку непосредственно до 30 календарных дней после нанесения, так как у нее есть свойство стираться и изнашиваться во время эксплуатации. Поэтому чем раньше проверить, тем лучше.
– На улице мы выделяем пять рандомных участков. Если три из них не отвечают требованиям, бракуется вся улица, и разметку положено переделывать. Показатели качества моментально выдает аппарат ретрорефлектометр. Мы ставим его на полосу, и сразу же из приспособления выходит распечатка со всеми показателями. По Костанаю пока проверили немного улиц: Уральскую и Майлина, там никаких нареканий не было, – сказал Завалий.
Сотрудники полиции отмечают, что для рейдовых проверок выбирают именно крупные улицы.
– Улица Тәуелсіздік является магистральной и узловой, по ней проходит большое количество транспортных средств, в среднем от 20 до 25 тысяч машин. Для уменьшения затора были предложены мероприятия по увеличению количества полос, где-то с двух до трех и даже четырех. Интенсивность движения здесь повысилась, – сообщил старший инспектор отдела дорожно-технической инспекции УАП ДП Серикбай Кадирбаев. – Эти мероприятия будут продолжены, так как у нас ежегодно растет количество транспорта в области. По завершении всех проверочных работ и по предоставлению Центром качества заключений, если дорожная разметка не будет отвечать требованиям технических регламентов, в отношении собственников дороги будет применяться мера административного воздействия. То есть в адрес отдела ЖКХ будет направлен адмпротокол по 631 статье «Нарушение правил содержания дорог и дорожных сооружений». Такие протоколы сотрудниками полиции составляются ежегодно, так как в СМИ поступают жалобы, критика, недовольство горожан по поводу состояния дорожных знаков, светофорных объектов и той же разметки.
Представитель отдела ЖКХ, присутствовавший на проверке, сказал, что спорные вопросы с подрядчиком решены.
– Была проблема, когда целую неделю они простаивали и не наносили разметку, но в сроки все же уложились. На данный момент улицы «расчерчивают» уже по второму разу, как положено по договору. Что касается проверки, если они ее не пройдут, будут переделывать за свой счет. Срок договора с ТОО «СпецТреидТМ» до 15 октября, – акцентировал главный специалист отдела ЖКХ Кенжебай Акбаев.
В практике Костаная уже было такое, что подрядчики переделывали разметку, нанесенную краской. В НЦКДА говорят, что на это могло повлиять дорожное покрытие в городе.
– Если верхний слой покрытия состоит из ЩМА, он отличается от обычного мелкозернистого асфальта тем, что не является монолитным. В нем пористость повышенная, и когда краску наносят, она запечатывается в поры. Это касается и стеклошарика, когда его просыпают сверху, он не ложится как нужно. На ЩМА лучше наносить термопластик, а если использовать краску, то под грунтовку или увеличивать ее расход, – объяснял во время рейда начальник отдела качества и госучета Национального центра качества дорожных активов по Костанайской области Владимир Завалий.
Когда в НЦКДА сообщили итоги проверки, оказалось, что и термопластик бывает некачественным. Ведь разметка на ул. Тәуелсіздік не соответствует установленным нормативам по световозвращению. Подрядчик должен устранить выявленные нарушения, обеспечив надлежащее качество дорожной разметки в соответствии с директивными сроками.
Представители ТОО «СпецТреидТМ» с заключением экспертизы не согласны.
– Мы были удивлены, что нас не пригласили на проверку, поэтому говорить о правильности ее проведения не можем. Есть определенный регламент оценки световозвращения, разметка должна быть чистой, ее очищают при помощи воды и щетки. Делали это или нет, мы не знаем. Наша компания работает с качественными материалами, сами производим их, используем профессиональную технику, и никаких претензий ранее не было. Мы намерены писать ответное письмо в НЦКДА, где объясним свою позицию. Если будет нужно, готовы пройти испытание еще раз. В качестве своей работы мы уверены, – сказали в ТОО.
К слову, когда проходил рейд, сотрудники экспертизы отмечали, что подрядчика тоже приглашали. Но тот в последний момент отказался, сказав, что заболел…
«НК» продолжит следить за ситуацией.
Полина ЦИММЕР,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77