Предприниматели, которые изначально сопротивлялись архитектурным новшествам, стали приводить в порядок свои бизнес-объекты. Как итог, визуального шума на улицах города стало меньше.
О понятии «дизайн-код» в Костанае заговорили несколько лет назад, точнее после того, как в 2019 году в Астане утвердили новые правила, которые формируют стилистически единую, комфортную городскую среду или конкретное пространство. Благодаря дизайн-коду здания в столице стали очищать от хаотичной рекламы, а фасады приводить к единообразию.
В 2023 году темиртауским подрядчиком в Костанае был разработан проект визуализации пр. Аль-Фараби и ул. Байтурсынова, который решили применять ко всем улицам и зданиям нашего областного центра. На его создание затратили 18 млн тенге.
– Дизайнерами были предусмотрены размеры и типы рекламных вывесок, конструкций, выбраны оттенки для фасадов зданий, входных групп, – сообщила на одном из аппаратных совещаний в акимате города руководитель отдела архитектуры и градостроительства Гулсара Курмангалиева.
В свою очередь, аким Костаная Марат Жундубаев поручил: все предприниматели должны взять на вооружение дизайн-код города и привести свои объекты в соответствие с ним.
– У нас на здания вывешивают цветные баннеры. Не фасад, а радуга какая-то получается. Больше такого не будет, – сказал аким.
Он лично встретился с бизнесменами, продемонстрировав им проект визуализации. Некоторые предприниматели откликнулись сразу.
– Владелец рынка «Дастархан» оказался очень понятливым человеком. У него уже есть план преображения его торговой территории и здания, – сообщал в августе 2023 года Марат Жундубаев.
Летом 2024-го бизнесмен перешел от слов к делу.
ОТ ХАОСА К ЭСТЕТИКЕ
Рынок «Дастархан» находится в центре города, он всегда был востребован среди горожан. Здесь торгуют свежим мясом, овощами и фруктами, есть фирменные точки местных товаропроизводителей, витрины с соцпродуктами. Правда, эстетический вид объекта до недавнего времени оставлял желать лучшего. Яркий фасад, ларьки с цветными вывесками на территории выглядели, мягко говоря, безвкусно.
– 20 лет внешний вид «Дастархана» не менялся. Я понимал, что наступает время перемен. В акимате города мне рассказали о дизайн-коде. Идея понравилась, так как в голове уже был выстроен план. После специалисты подготовили проект, который был согласован с местным исполнительным органом, – рассказывает владелец рынка Арарат Наджарян.
Бизнесмен уточняет, изменения коснулись не только «внешности» здания, ремонт провели и в помещении.
– Наши арендаторы уже принимают своих клиентов. Однако строительные работы продолжаются. Мы убрали забор с территории, достроили здание. По периметру ведется видеонаблюдение, дежурит охрана, – отмечает Наджарян.
Администратор торгового павильона Айгуль Жаутенова уточнила, на их объекте появится круглосуточная аптека и оптика, откроется фудкорт.
– Нам нужна была эта перезагрузка, – говорит Айгуль.
Этим летом с одной из главных артерий города – пр. Абая – исчезло еще одно яркое пятно. Преобразился фасад торгового центра «Бум». Теперь он не желто-зеленый, а серо-желтый. Эстетически смотрится красиво.
– Я всегда за перемены, если они к лучшему. Лет пять назад был проведен ремонт внутри здания, в этом году взялись за внешний вид. Преображение фасада завершим ближе к зиме, – говорит владелица ТЦ «Бум» Валентина Шуляк.
Правда, без сложностей не обошлось, но необходимо идти в ногу со временем.
– Металл пришлось закупать в России, так как у нас нет качественного материала, который прослужит много лет. Конечно, пришлось потратиться. На внешние работы ушло около 20 млн тенге, – поделилась Валентина Викторовна.
ИЗ ЗЕЛЕНОГО В СОВРЕМЕННЫЙ
Колоссальные изменения в этом году произошли и на территории Центрального рынка, в народе именуемого Зеленым базаром. Помимо того, что по ул. Победы тротуар был освобожден от десятков ларьков, местные предприниматели начали преображать свои торговые точки. Исчезли порванные, выцветшие на солнце рекламные вывески, разноцветные баннеры, от которых пестрило в глазах. Сейчас здесь все продумано до мелочей, в едином стиле. Преобладают темные оттенки.
Как признается хозяйка торгового дома «Таус» Таус Хайдукаева, изменения, на которых настаивал акимат, бизнесмены поначалу воспринимали негативно. Думали, как это будет, сколько времени займет и какие затраты придется понести.
– Сейчас поняли, что привести в порядок объекты на Центральном рынке нужно было давно. Мы расчистили территорию от мешающих нашим клиентам киосков. Теперь не можем не нарадоваться этому. Стало комфортно, уютно, современно, – утверждает Хайдукаева.
Кроме того, периметр Центрального рынка начали огораживать высоким забором, который смотрится привлекательно.
ПРОЕКТ ШИРОКОГО ДЕЙСТВИЯ
Руководитель городского отдела предпринимательства Мира Казкеева отметила, многие предприниматели готовы вложить средства в свои бизнес-объекты. Они понимают, что им нужно находиться в одном ритме с городом и его жителями.
– Свои точки в соответствии с дизайн-кодом приводят в порядок не только крупные предприниматели, но и МСБ. К примеру, в этом году активно облагораживают остановочные павильоны, в которых располагаются цветочные магазины или овощные лавки, – акцентирует внимание Казкеева. – Получается, и людям приятно ожидать автобусы на современной и чистой остановке, и самим предпринимателям работать в созданных ими комфортных условиях.
Один из примеров – преображение остановочного павильона на остановке «Курганская», где находится овощной магазин семьи Кенжетаевых. Конструкция устарела, потрепалась, точка нуждалась в реконструкции. Было принято решение вложиться в ремонт. Сейчас объект приведен в порядок, цветовая гамма – выдержанная.
Существующие примеры показали эффективность внедрения единого дизайн-кода. К слову, многие костанайские бизнесмены сходятся в одном – нужно идти в ногу со временем, вкладываться в дело, тогда будет отдача!
Валерия ВАХНЕНКО,
фото Александра ФУРМАНА
и предоставлено
Мирой КАЗКЕЕВОЙ
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77