Социум Экономика

Как казахстанцам решить вопрос с проблемными кредитами, рассказали в финрегуляторе

Заемщики, которые имеют трудности с оплатой долгов, могут рассчитывать на защиту своих прав в качестве потребителей финансовых услуг, сообщает NUR.KZ

С октября 2021 года в Казахстане действует обязательный механизм урегулирования просроченной задолженности. То есть банки и микрофинансовые (микрокредитные) организации должны способствовать решению возникших трудностей с оплатой займов у населения. Об этом сообщает Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Куда обращаться заемщикам Просрочка по кредиту может возникнуть по разным причинам: потеря дохода, неожиданные расходы на лечение и так далее.

В результате заемщик оказывается в ситуации, когда его долг перестает оплачиваться. Как сообщает сайт финансового регулятора, в этом случае казахстанцы должны обратиться с письменным заявлением (или дистанционно) непосредственно к кредитору (банк или МФО). При этом обязательно нужно указать: полное имя заемщика и его ИИН; контактные данные; сведения о займе, который был оформлен у кредитора; причины возникновения просрочки – при этом следует приложить подтверждающие документы, если они имеются (справка о болезни, увольнении и так далее).

В свою очередь, банк или МФО обязаны в течение 15 календарных дней провести анализ финансового и социального положения заемщика. Поэтому важно прикреплять подтверждающие документы о причинах просрочки. В указанные сроки казахстанцам должны выдать ответ. При согласии кредитора на реструктуризацию долга, банк или МФО должны внести изменения в договор о займе. Также должен быть разработан новый график платежей.

Следует помнить, что банки и МФО не могут повысить процентную ставку по уже выданным кредитам. При реструктуризации они могут только снижать ее значение в пользу заемщика.

Если кредитор не помогает

Если не получается договориться с кредитором о взаимовыгодных условиях реструктуризации долга, то казахстанцы могут обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Далее финрегулятор осуществит документальную проверку кредитора на предмет нарушения прав заемщика. Подать жалобу на действия банка или МФО можно через: сайт eGov.kz – нужно в разделе “Электронные обращения” выбрать “Заказать услугу онлайн” и внести соответствующие данные с описанием ситуации и подтверждающими документами (если есть); сервис eOtinish – в мобильном приложении eGov нужно выбрать сервис “Подать обращение” и функцию “Заявление”, заполнить текст обращения; почту – письмо в Агентство можно направить по адресу А15С9Т5, Алматы, мкр-н Коктем-3, дом 21; управление региональных представителей финрегулятора. Следует помнить, что это не амнистия займов. Каждый казахстанец, оформивший кредит, должен осознавать свою ответственность по исполнению договора. При этом долг заемщикам не будет списан даже в случае смерти.


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77