Социум

Как казахстанский мессенджер помогает госслужащим

После крупнейшей в истории Казахстана утечки персональных данных вопрос цифровой безопасности стал как никогда актуален.

13 июня 2025 года в открытом доступе оказался архив, содержащий сведения о 16,3 миллиона граждан страны: ИИН, полные имена, даты рождения, информацию о гражданстве, адреса проживания, а также более 17 миллионов телефонных номеров.

На фоне этого инцидента Президент на совещании по вопросам развития искусственного интеллекта в августе подчеркнул, что сегодня деловое и служебное общение часто ведется через международные мессенджеры. Это, по его словам, создает риски утечки информации, включая персональные данные. В связи с этим Глава государства поручил Правительству перевести официальную коммуникацию на защищенный национальный мессенджер Aitu.

Он позиционируется как отечественная альтернатива зарубежным мессенджерам и должен стать частью ежедневного делового общения в государственных структурах. Но действительно ли новый сервис уже внедрен на местах?

Стоит отметить, что приложение Aitu появилось не сегодня – оно было разработано несколько лет назад и постепенно интегрировалось в различные сферы, но большого признания тогда не нашло.

С 18 августа 2025 года начался поэтапный переход на использование Aitu в Вооруженных силах и Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

Согласно плану, озвученному Премьер-министром, до 15 сентября 2025 года на платформу должны перейти все сотрудники государственных органов и квазигосударственного сектора.

В Костанайской области госслужащие начали его использовать по плану. Одними из первопроходцев стало управление цифровизации региона, которое на собственном примере показало, как работает отечественный сервис.

– Наше ведомство на Aitu перешло в начале сентября этого года, потому что был поставлен срок, что до 15 сентября мессенджер уже должен быть интегрирован во все госорганы. Данный переход преследовал две цели. Одна из них – повышение информационной безопасности, так как это полностью казахстанский мессенджер, и все данные, которые там находятся, – внутри страны, то есть они защищены. Нет никакого стороннего влияния, как в WhatsApp, – рассказали в ведомстве.

Вторая цель – повышение эффективности работы.

– За два месяца уже можно делать выводы. Надо отметить, что этот переход повлиял на эффективность нашей работы. Потому что в WhatsApp много всяких чатов – рабочих и нерабочих, какие-то общие группы с подчиненными или с руководством. А здесь все структурировано, его мы используем только для работы. То есть ты, не отвлекаясь, видишь оповещение, которое поступает от коллег, и сразу приступаешь к выполнению, – пояснили в пресс-службе управления.

Само приложение является супераппом, то есть включает в себя функции мессенджера, социальной сети, платежной системы, а также в него внедрены функции «слышащего государства».

– Там есть все необходимые функции: можно обмениваться сообщениями, голосовыми, создавать и вступать в различные каналы и общаться там. Интерфейс тоже не отличается от привычных нам зарубежных мессенджеров, поэтому учиться им пользоваться не придется, – уточнили в ведомстве.

На данный момент в Костанайской области все госучреждения интегрировали Aitu в свою работу. Коммуникация с помощью приложения осуществляется как внутри отделов и управлений, так и между ними. Ведутся деловые переписки, пересылают рабочие файлы и даже созваниваются.

Скачать Aitu может любой. Пока переход продолжается, но некоторые ведомства уже создали в приложении отдельные каналы, где публикуют достоверную информацию. К примеру, официальный Aitu-канал 112 KZ, созданный МЧС, функционирует еще с августа и обновляется ежедневно.

Александра ГОЛОВКО, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77