Подписанный Президентом в июле 2024 года так называемый «Закон против лудомании» официально вступил в силу 9 сентября.
Согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерейной деятельности, охраны здоровья, государственной инспекции труда, государственного контроля и исключения излишней законодательной регламентации», круг лиц, которым запрещается участвовать в азартных играх значительно расширился. Среди них госслужащие и сотрудники силовых структур, а также граждане, не достигшие 21 года. В общей сложности закон ограничил в этой сфере деятельности более 3,5 миллионов человек.
Отметим, до сих пор неизвестно точное количество лудоманов в Казахстане. Минздрав оценивает их в 36 тысяч человек, депутат Ляззат Рамазанова называет цифру в 350 тысяч, а заместитель гендиректора центра психического здоровья Даулет Байпеисов предположил 440 тысяч. Но это лишь предположительные расчеты.
Оценить реальное количество людей с игровой зависимостью помогает специальный сервис, запущенный в марте на базе приложения eGov Mobile. С его помощью казахстанцы могут добровольно ограничить себе доступ к азартным играм. На начало сентября текущего года этим воспользовались 156 тысяч человек.
Влияет ли лудомания на количество суицидов, рост семейного-бытового насилия, закредитованность населения или количество разводов, достоверно тоже не известно. Тем не менее отрицать опасность этой зависимости не стоит, так как от этого страдают не только сами игроки, но и их семьи. Как правило, у них просто-напросто не остается средств на выживание, так как зарплаты, премии и прочие доходы уходят на ставки.
По информации депутата областного маслихата Александры Сергазиновой, в Костанайской области официальной статистики, сколько людей страдают от лудомании, тоже нет. Данные никто не собирает, а сами игроманы отмечаться не торопятся, опасаясь ответственности.
– Если ты госслужащий и о твоей зависимости станет известно, то последствия могут быть разные, вплоть до увольнения, – сообщили в департаменте агентства РК по делам государственной службы Костанайской области.
Как оказалось, есть исключения. Запретная норма, по данным Александры Сергазиновой, не распространяется на депутатов местных представительных органов.
– Но есть депутатская этика. Если человек действительно замечен в лудомании, мы можем вынести такой случай на комиссию, – считает депутат.
Несмотря на серьезность проблемы, в стране нет качественной диагностики игровой зависимости. В отличие от алкоголизма или наркозависимости, лудомания не имеет никаких внешних признаков. И человек, страдающий от нее, может долгое время скрывать от окружающих, что болен.
К тому же прибегнуть к бесплатной психологической помощи лудоманы тоже не спешат. Все дело в обязательной постановке на учет, которая не терпит анонимности.
– Ко мне обратилась мама мужчины, который болен игроманией. Тот не приносит домой зарплату. В семье тяжелое материальное положение, так как средств не хватает. Это горе для всех, для этой женщины, которая, будучи на пенсии, воспитывает своих внуков, пока сын играет. К сожалению, в Костанайской области нет хорошего лечения лудомании. Я сделала такой вывод, присутствуя на заседаниях постоянных комиссий, – рассказала Александра Сергазинова.
Важно отметить, что лудомания – это диагноз. Поэтому людям с подобным заболеванием необходима комплексная психологическая помощь, а не запреты в приложениях, которые несложно обойти.
По мнению депутата, пока мы не признаем наличие и серьезность этой проблемы в нашем обществе, рано говорить о победе. И начинать нужно с малых лет, рассказывать, чем это опасно и какие могут быть последствия. Обязательно проводить профилактику среди тех, кто подвержен риску получить зависимость.
Александра ГОЛОВКО,
скриншот с сайта
https://egov.kz
Карикатура из интернета
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77