Наш город Экономика

Как объекты торговли реагируют на современные вызовы?

Спойлер: одни сопротивляются, другие приветствуют, а кто-то умело соединяет прошлое с настоящим.

Раньше все шли за одеждой на базар. Это было обычным делом, почти ритуалом. Купить что-то в магазине считалось роскошью, доступной не каждому. Бутики были тихими и дорогими, а базар жил и шумел.

Здесь примеряли джинсы прямо поверх своих штанов, вставали на картонку, чтобы не запачкать подолы новых платьев, договаривались о скидке. Продавцы, указывая на турецкое качество, спорили, но все же в итоге «отдавали за хорошую цену». Люди уходили с базара уставшие, но довольные.

Тогда не было онлайн-магазинов, не сравнивали цены в приложениях, не заказывали доставку – выбирали глазами и руками, советовались с продавцами и подругами.

АТМОСФЕРА ПРОШЛОГО

А как живет базар, который в 1990-х – 2000-х был частью семейных суббот и детства, сейчас? Корреспонденты «НК» отправились на рынок «Дархан» утром 1 июля. Погода была солнечной, вдоль торговых рядов ходили парами и даже целыми семьями. Конечно, такого столпотворения, как раньше, уже нет. Но отголоски прошлого однозначно еще живы: небольшие контейнеры, увешанные одеждой, весь товар на виду. Правда, вместо картонки – небольшие уютные коврики.

Продавцы, явно не желающие общаться с журналистами, в один голос твердили, что торговля идет плохо. Однако, судя по разговору, никто из них не хочет менять локацию…

– Когда рынок «Салтанат» убрали, многие подумали, что весь базар закрывают и он перестанет существовать. Но мы еще, так сказать, дышим, принимаем своих постоянных клиентов, – рассказывает женщина, не пожелавшая назвать своего имени.

Она отмечает, некоторые коллеги в связи с изменениями переехали на рынок «Саяхат» в районе КЖБИ.

– Говорят, что там очень много людей, машину даже негде припарковать, – подчеркивает собеседница.

При этом она заявляет, что переезжать с насиженного места не собирается.

– Здесь аренда недорогая. Я торгую для души, для общения. Если сяду дома, то сразу начнет болеть то нога, то голова, – смеется пенсионерка.

Немного разговорить нам удалось и 54-летнюю Наталью Васильевну. По ее словам, на рынке «Дархан» она торгует уже 26 лет. Много клиентов как городских, так и из районов. Однако товар закупать стала реже, чем раньше. Везет все из Алматы.

– Сейчас работаем, а зимой не знаем, как будем. Порой сильно ветрено, – сетует Наталья. – Еще совсем недавно рядом с нами стоял рынок «Салтанат», который весь удар принимал на себя. Но он канул в Лету. Надеемся, что поставят высокий забор и ситуация немного изменится.

К слову, покупатели тоже скромничали и не желали, как они говорили, «светиться в СМИ». При этом почти все говорили, что выбирают походы на базар из-за его душевности. Мол, в глянцевых бутиках часто встречают по одежке.

Присмотрелись мы и к ценам. Они, так сказать, не базарные. В магазинах аналогичные цены на летние костюмы из дышащих тканей: льна, жатки, хлопка.

В телефонном разговоре владелец рынка «Дархан» Сергей Хохлов рассказал, что у него арендуют железные контейнеры 211 предпринимателей. Практически столько же работают с другим частником.

– На территории рынка стоят железные контейнеры. К ним не подведен свет, а значит, зимой нет и отопления. Изменить ситуацию мы, увы, не можем, так как рынок не подпадает под модернизацию. Поэтому у нас аренда мест самая доступная по городу: 200 тенге за погонный метр. В целом предприниматели платят не больше десяти тысяч в месяц, – делится Сергей Хохлов.

По его мнению, базар будет по-прежнему жить, ведь не у всех людей из сельской местности есть возможность ездить по Костанаю в поисках одежды.

В чем плюс рынка – всё в одном месте: верхняя одежда, сезонная одежда, обувь.

ОФИЦИАЛЬНО

Сейчас власти города акцентируют внимание на внешнем облике бизнес-объектов. Еще в ноябре 2023 года всех предпринимателей Костаная обязали привести фасады зданий в порядок в соответствии с утвержденным дизайн-кодом (четкие правила оформления фасадов, благоустройства территорий и размещения наружной рекламы – прим. ред.).

Как пояснила руководитель отдела архитектуры и градостроительства Гулсара Курмангалиева, благоустройство территорий городов и населенных пунктов в регионе регулируется рядом нормативных актов. Среди них Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», Закон «О жилищных отношениях», а также Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов Костанайской области.

– Согласно статье 16 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», собственники и балансодержатели зданий и сооружений обязаны поддерживать их в надлежащем, в том числе эстетическом состоянии, – отметила Гулсара Курмангалиева. – Это значит, что необходимо вовремя ремонтировать и красить фасады, поддерживать чистоту, следить за состоянием вывесок и других элементов.

ДИКТУЕТ ВРЕМЯ

Ряд предпринимателей уже приступил к модернизации своих объектов. Например, магазин «Айналайын» на улице Алтынсарина, который долгое время портил облик одной из центральных улиц города, начал реконструкцию фасада после неоднократных замечаний и привлечения к административной ответственности.

– Это пример того, как предприниматели осознают важность соответствия современным требованиям и вносят вклад в улучшение городской среды, – подчеркнула Курмангалиева.

Еще один положительный пример – торговые объекты, расположенные на первом этаже многоэтажного жилого дома по ул. Гоголя, 64 (аптека «На перекрестке» и сеть магазинов «Микс Прайс»). Владелица помещений Людмила Булатова подчеркнула, что приводит в порядок входные группы, чтобы оставить свой след в городе.

– Всему приходит время… Нужно не бояться что-то менять. К ремонту фасада подошли основательно, отмостку сделали качественно, чтобы дом не развалился и не покосился, – рассказывает Людмила Николаевна. – Пока ведутся работы, заметила, что поток клиентов снизился. Но хочется верить, что с преображением внешнего облика торговых точек покупателей станет намного больше.

Правда, по словам бизнес­вумен, ее смущает внешний вид многоэтажки.

– Я считаю, что в первую очередь нужно было привести в порядок фасад дома, а потом браться за торговые объекты. Надеюсь, что власти города примут это во внимание, – сказала собеседница.

Арарат Наджарян, которому принадлежит рынок «Дастархан», к преображению здания приступил в прошлом году. Изменения колоссальные: был убран забор и киоски с улицы. За счет этого удалось достроить здание, увеличив квадратные метры. Теперь на площадях «Дастархана» размещаются точки самых топовых местных производителей: «От Розумовича», «ДЕП», «Любимая Ева», «Баян Сулу».

– Ремонт коснулся не только «внешности» здания, но и помещений. Хотелось, чтобы было тепло, светло и уютно всем: и продавцам, и покупателям. Думаю, у нас это получилось. Выражаем благодарность акимату города, который сподвиг на изменения. До этого времени внешний вид рынка не менялся 20 лет, – говорит Арарат.

Бизнесмен отмечает, что на преображение ушло более 200 миллионов тенге. Деньги еще не окупились, но он верит в лучшее.

– Сейчас арендуют места около 70 предпринимателей. В здании можно приобрести все: свежее мясо, колбасные изделия, молочную продукцию, сладости. Есть фудкорты, оптика, аптека… Нам нужна была перезагрузка, – заключил Наджарян.

По словам руководителя городского отдела предпринимательства Миры Казкеевой, предприниматели с пониманием относятся к тому, что настал момент обратить внимание на внешний вид входных групп, рекламных баннеров и вывесок.

– Эстетический вид не только сказывается на облике города, но и привлекает клиентов, – считает Мира Казкеева.

МИР ДЕТСТВА

Еще в начале прошлого года корреспонденты «НК» сообщали о том, что на продажу выставлен «Детский мир», расположенный на пересечении пр. Аль-Фараби и ул. Баймагамбетова. Объявление было размещено на сайте krisha.kz. Стоимость здания в феврале 2024-го составляла 550 млн тенге.

– Один квадратный метр – 355 527 тенге. Площадь всего объекта – 1547 кв. м, – говорилось в объявлении.

Не так давно стало известно, что магазин продан. Его новым владельцем стал Вадим Штанько.

В социальных сетях горожане интересовались, изменится ли внешний облик здания и оставит ли новый хозяин в помещении советское рельефное панно со сказочными персонажами и фигурную лестницу, выполненную в том же стиле.

Мы попытались это уточнить у предпринимателя. В телефонном разговоре он подчеркнул, что очень занят: сейчас занимается оформлением бумаг, а это процесс небыстрый.

– Ответить расширенно на вопросы не могу, совершенно нет времени. Но скажу одно – барельефы и лестницу планирую оставить, – уверил Вадим Штанько.

Надеемся, что эти элементы из прошлого станут фишкой здания в будущем.

Таким образом, местные базары продолжают жить, вплетаясь в ритм современного города. При этом владельцы торговых объектов вынуждены следовать тенденциям времени, чтобы привлекать внимание костанайцев и оставаться востребованными.

Валерия ВАХНЕНКО,
фото Ларисы БОЖКО и предоставлены Мирой КАЗКЕЕВОЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77